В очередном выпуске обсуждалось укрепление тенге к доллару, передает inbusiness.kz. Эксперты обозначили причины долгосрочного характера и краткосрочного. К последней относится налоговая неделя. Президент Ассоциации обменных пунктов Арчин Галимбаев был "удивлен" аргументами экс-сенатора Уалихана Кайсарова и управляющего директора Jusan Analytics Ануара Куандыкова.
"Оказывается экономика у нас растет", – отметил Галимбаев
Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
– Ваше объяснение. Это довольно необычно. Или все понятно и не стоит волноваться?
Уалихан Кайсаров, экс-сенатор:
– Это, в принципе, ожидаемо. Если делать анализ за прошедший год, то это естественный процесс, который произошел. Даже несмотря на то, что Национальный банк смягчил монетарную политику в отношении экспортеров. То есть раньше была обязательная продажа 70% экспортной выручки валюты на тенге. Сейчас Национальный банк совместно с правительством уменьшили это до 50%. То есть валютная выручка у экспортеров осталась, даже при этом нацвалюта укрепилась. Основные факторы, они, конечно, не только внешнеэкономические, но и внутренние экономические факторы. Потому что мы видим, что в 2022 году внешнеэкономическая торговля Казахстана увеличилась на 32%. При этом надо учесть, что у нас положительное внешнеторговое сальдо. То есть на 50 млрд долларов мы экспортируем больше, чем завозим.
Ануар Куандыков, управляющий директор Jusan Analytics:
– Я в целом согласен с предыдущим спикером, но хотел бы отметить здесь следующее. Во-первых, совершенно верно. Весь прошлый год мы жили в неопределенности, что будет там с инфляцией? Номером один в мировой экономике была новость об инфляции, она везде росла. Сейчас мы поняли, что, в принципе, дальше можно жить, инфляция – это временно, мерами центральных банков ее можно победить. Второй момент – геополитические вопросы. Да, не стало лучше, постоянно какие-то вызовы появляются, но мы также научились жить, нашли новые логистические цепочки, начали выстраивать и производственные цепочки. Соответственно, навес внешнего негатива немного отходит. Второе, мы ведем постоянно мониринг цен на экспортные товары, где-то около 10 товаров, которые составляют 70-80% казахстанского экспорта. Мы видим, что цены относительно второго полугодия прошлого года начали снижаться, но тем не менее они остаются выше, чем три предыдущих года. Значит, внешняя макроэкономика у нас положительная, как вот только что было отмечено – идет приток валюты.
Данил Москаленко:
– Было мнение здесь одного нашего телезрителя, который говорит, что начнется отток депозитов из кубка валюты. Ждете этого? (обращается к Арчину Галимбаеву. – Прим. ред.)
Арчин Галимбаев, президент Ассоциации обменных пунктов РК:
– Для меня, как для непосредственного участника рынка – продавца наличной иностранной валюты, это было бы большим плюсом, ну, не буду этого скрывать. И вот сейчас, послушав двух предыдущих двух ораторов, я вообще сделал для себя вывод: мне нужно чаще смотреть телевизор, чаще смотреть новости. Оказывается, у нас все хорошо. Честно говоря, я об этом догадывался, но прямо об этом не знал. Оказывается, у нас и экономика растет. Это вообще, конечно, супер. И курс у нас падает, очень все здорово. Но если говорить, ждем ли мы ажиотажный спрос на валюту, то, честно говоря, я лично особо этого не жду.
Уалихан Кайсаров, экс-сенатор:
– Факты – вещь упрямая. Можно соглашаться с тем, что экономика Казахстана растет, не растет. Но цифры говорят сами за себя. То, что строительство увеличилось, в этом нет ни у кого сомнений. То, что в прошлом году был хороший урожай в сельском хозяйстве, в этом тоже нет сомнений. Цена на нефть немножко подросла, тоже в этом никаких сомнений нет. Поэтому не признавать очевидные факты – это было бы неправильно, некорректно.
Какие вопросы задавали телезрители, можно посмотреть по ссылке