Об этом заявил заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Эльдар Жумагазиев, отвечая на вопрос директора ТОО "Стежок" на совещании в Караганде под председательством Тимура Кулибаева.
По итогам опроса руководителей 4500 предприятий Карагандинской области потребность в кадрах на 2019 год среди субъектов предпринимательства составила 3208 человек. Причем наибольшая нехватка сложилась именно по рабочим квалификациям – 52%. Более трети необходимых работников – это специалисты со средним специальным образованием – 35%, в то время как потребность в сотрудниках с институтским дипломом составляет всего 22%.
Проблему нехватки кадров решают учебные центры при самих предприятиях, их на сегодняшний день в Карагандинской области работает уже 35, а до конца года планируется открыть еще 10.
Эффективность этой системы подготовки кадров испытала, что говорится, "на себе" директор ТОО "Стежок" и член Регионального совета РПП Ирина Малюк. На ее предприятии произошло расширение производственных мощностей с 300 до 6000 кв. метров и создано 100 рабочих мест. Однако в этом году возникла новая проблема.
"Чтобы для своей фабрики решить кадровый вопрос, мы совместно с РПП создали учебный центр со сроком обучения шесть месяцев. Но, к сожалению, в этом году мы вынуждены приостановить процесс подготовки кадров в связи с очень низкой стоимостью обучения, которая упала по сравнению с прошлыми годами с 49 000 до 29 000 тенге. В условиях роста цен и инфляции, повышения МЗП, повышения МРП, которые не предусмотрены в расчетах в соответствии с предложенной методикой МОН РК подушевого финансирования системы ТиПО, такая стоимость для всех учебных центров является убыточной", – заявила она.
И вот что интересно. После замечания Генеральной прокуратуры об отсутствии методики расчета по краткосрочному обучению, государственные структуры формально применяют методику, рассчитанную для подготовки кадров в стенах колледжей. Только вот студенты там учатся не шесть месяцев, как в учебном центре, а от 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев.
"Для качественного процесса обучения нам необходимо производить закуп сырья и материалов, инструментов, спецодежды и других средств индивидуальной защиты из расчета на единицу изготовления изделия на каждого обучающегося. При такой стоимости обучения, которая сложилась у нас в регионе, это отразится на качестве подготовки специалиста. В связи с этим рассматривается ли вопрос разработки методики расчета по краткосрочному обучению в рамках реализации программы, так как существующая методика не соответствует реальным расходам предприятий?" – задала вопрос руководству НПП "Атамекен" директор ТОО "Стежок".
Заместитель председателя палаты Эльдар Жумагазиев согласился с Ириной Малюк в том, что к вопросу подготовки кадров нельзя подходить формально, поскольку это действительно отражается на его качестве. По информации Министерства труда и социальной защиты населения РК в данный момент "планируется разработка соответствующей методики расчета стоимости краткосрочного обучения, а также определяются источники финансирования для ее разработки". Ориентировочный срок разработки методики – 2020 год.
Но поскольку стоимость краткосрочного обучения устанавливается региональной комиссией (межведомственная комиссия при МИО по вопросам реализации программ занятости с участием местных представительных органов, представителей работодателей, профсоюзов и палаты предпринимателей), то, как утверждает Эльдар Жумагазиев, это решение может принять сама комиссия:
"Например, в Алматы определена стоимость от 34 тысяч тенге до 62 тысяч тенге, в Актюбинской области – от 35 тысяч тенге до 49 тысяч тенге, в Атырауской стоимость варьируется от 20 тысяч тенге до 120 тысяч тенге.
Таким образом, полагаем не ждать, когда Минтруда разработает данную методику, а по примеру других областей в рамках заседания региональной комиссии, документально подтвердить заниженную стоимость услуг и утвердить стоимость обучения исходя из реальных расходов на обучение".
Олег И. Гусев