Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек официально предложил сохранить режим "открытого неба" над Астаной после завершения международной специализированной выставки ЕХРО-2017. Режим "открытого неба" позволяет иностранным авиакомпаниям совершать до семи рейсов в неделю в Астану из зарубежных аэропортов. Открытой на период ЕХРО возможностью уже воспользовались ряд авиакомпаний, в том числе финская Finnair (Хельсинки – Астана), польская LOT Polish Airlines (Варшава – Астана), венгерский лоукостер Wizz Air, прикормивший первых клиентов билетами по маршруту Будапешт – Астана от 39,99 евро, но затем постепенно поднявший минимальный тариф, китайская Air China (Пекин – Астана).
"На период ЕХРО пилотно введен режим "открытого неба" для города Астаны, сняты все ограничения на полеты иностранных компаний до семи рейсов в неделю. С начала года открыто девять новых международных маршрутов из Астаны и, кроме того, значительно увеличилось количество рейсов по существующим маршрутам. Бакытжан Абдирович (премьер РК Сагинтаев. – Прим. автора), мы здесь предлагаем по завершении ЕХРО этот эксперимент продолжить и принцип "открытого неба" для Астаны сохранить и на следующий год", – сказал Женис Касымбек, обращаясь к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву, на заседании правительства во вторник, 27 июня.
Ранее в интервью abctv.kz о сохранении режима "открытого неба" говорил управляющий международного финансового центра "Астана" Кайрат Келимбетов. По его словам, режим "открытого неба" над Астаной – это неотъемлемый необходимый ингредиент успеха будущего финансового центра, а также "критический фактор" для команды МФЦА и потенциальных клиентов центра.
Количество обслуженных транзитных полетов, по данным "Казаэронавигации", за пять месяцев 2017 года составило 48,5 тыс., что почти на 6% больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Стоит отметить, что за последние семь лет транзитный пассажиропоток воздушным транспортом через территорию Казахстана вырос более чем в 20 раз – с 20 тыс. человек в 2010 году до 478 тыс. человек в 2016 году.
"Ключевые пассажиропотоки транзитом через Казахстан наблюдаются по направлениям: из Китая в Европу, Россию и Турцию, между Европой и Индией, Юго-Восточной Азией, между Украиной и Узбекистаном, между Кыргызстаном и Южной Кореей. Для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан в рамках послания Главы государства "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" до конца 2017 года планируется перевезти 600 тыс. транзитных авиапассажиров, а до 2020 года – 1,6 млн человек. По данным Air Astana, в среднем затраты одного транзитного пассажира составляют 600 долларов в сутки. Из них 250 – это те деньги, которые пассажир оставляет в гостинице, в пунктах питания", – сказал Женис Касымбек.
Для достижения данных показателей в рамках проектного управления в пилотном режиме введен 72-часовой безвизовый режим для граждан КНР, следующих транзитом через аэропорты Астаны и Алматы казахстанскими авиакомпаниями в период проведения ЕХРО-2017. Напомним, китайские граждане не получили безвизового посещения в рамках предоставления Казахстаном гражданам 10 крупнейших стран-инвесторов, а также стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (34 развитые страны) такой возможности на краткосрочные поездки сначала до 15 суток, а затем и до 30 суток.
Значительную роль в привлекательности полетов в Казахстан, по мнению главы МИР, также будет играть введение безвизового режима для граждан стран ОЭСР, ЕС, ОАЭ, Малайзии, Республики Сингапур и Королевства Монако (всего 64 страны, в том числе 45 новых стран и 19 стран, которые ранее уже имели безвизовый режим посещения при краткосрочных визитах).
Также показывает рост количество обслуженных транзитных полетов. За пять месяцев 2017 года количество составило 48,5 тыс. полетов, что на 5,9% больше аналогичного периода прошлого года.
В отношении грузового авиатранзита важным вопросом является обеспечение необходимым объемом авиатоплива. В настоящее время объем вырабатываемого отечественными НПЗ авиатоплива составляет 30% от потребности гражданской авиации (на 2017 год выработка составляет 241 тыс. тонн, прогнозная потребность – 800 тыс. тонн). Недостающий объем покрывается за счет импортирования авиатоплива из Российской Федерации с высокой стоимостью за счет расходов по транспортировке (доля стоимости авиатоплива в себестоимости составляет около 30-35%).
После заседания правительства Женис Касымбек сообщил журналистам о том, что цены на авиабилеты в Казахстане могут подешеветь с 2018 года, когда республика полностью обеспечит собственные потребности в авиакеросине.
"Нам необходимо 800 тыс. тонн авиакеросина. В настоящее время наши три завода производят 300 тыс. тонн. Этого объема нам недостаточно, поэтому мы закупаем его из России. Это, в свою очередь, влияет на его стоимость, что повышает ее на 30-40%. Министерство энергетики заверило, что до конца этого года завершат реконструкцию, и со следующего года весь объем необходимого авиакеросина будет производиться у нас в Казахстане", – сказал он.
"Что это даст рядовому потребителю? Это все повлияет на удешевление билетов. В ценообразовании авиабилетов 30-35% приходится на авиакеросин. Если снижается стоимость керосина, то это повлияет и на стоимость авиабилетов. А когда уже будем полностью свой отечественный авиакеросин использовать, то его составляющая в ценообразовании билетов будет примерно 20-25%", – резюмировал Женис Касымбек.
Жанболат Мамышев