Рынок нефтепродуктов является высоковолатильным, подвержен влиянию множества факторов – система налогообложения, ценообразования и обеспеченность ГСМ как на внутреннем рынке Казахстана, так и в соседних странах (неконтролируемый переток), сезонность спроса, информация о технологических сбоях или капитальных ремонтах на НПЗ, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу Минэнерго РК.
Вышеуказанные обстоятельства требуют постоянного поиска ценового "равновесия" на нефтепродукты.
"В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на соседние рынки, а в случае высоких цен, возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом с последующим снижением объемов переработки на НПЗ РК. В частности, в последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах", - отмечается в сообщении.
Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления более низких цен на перерабатываемое сырье. Разница от экспортной цены нефти составляла около 50$ за 1 тонну, сейчас она выросла до 80-130$ за 1 тонну нефти в зависимости от направления поставки нефти. На сегодня цена нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, колеблется на уровне 20-45 тыс. тг/тонна, что в перерасчете составляет 6,5-15,2 $/баррель. При этом рыночные котировки нефти на сегодня уже перевалили за 60 $/баррель.
В настоящее время по отдельным регионам недропользователи поставляют на внутренний рынок около 75-80% добываемого сырья, при том, что контрактные обязательства существенно меньше.
Практика показывает, что государственное регулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы – государственные органы неохотно идут на пересмотр цен, несмотря на объективные условия. Кроме того, невозможно учесть все конкретные условия каждой конкретной АЗС, теряются условия для здоровой конкуренции между ними.
В ведомстве отметили, что при введении государственного регулирования следует ожидать установления низких цен, которые могут быть оторваны от объективной ситуации. В краткосрочной перспективе это может привести как к локальным, так и масштабным сбоям в цепочке поставок, перебоям в поставке нефтепродуктов.
"Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и соответственно добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ", - отмечает вице-министр энергетики Асет Магауов.
Если смотреть в динамике - аналогичный уровень цен складывался в Казахстане три года назад в марте 2018 года. Тогда он составил в среднем 162,6 тенге/литр, при диапазоне цен от 155 до 172 тенге/литр.
Регулирование цен и создание системы распределения "удешевленных" нефтепродуктов является малоэффективным и затратным методом:
1) выгодами низких цен могут воспользоваться не только малообеспеченные граждане, но и жители приграничных районов соседних государств.
2) создаются условия для "теневого" вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам
3) создаются существенные риски для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли
С учетом уже выстроенной системы формирования доходов государства и системы защиты социально-уязвимых слоев населения, полагаем, что нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений, в частности в секторе торговли ГСМ. То есть через рыночные механизмы обеспечить приток инвестиций в отрасль, рост доходов недропользователей, занятость населения и в конечно итоге налоговые поступления в бюджет. Уже за счет роста налоговых поступлений увеличить расходы по адресной социальной помощи.
"Конечно же надо продолжать работу по улучшению транспарентных условий ценообразования на рынке. Возвращаясь к вопросу о высокой волатильности топливного рынка, его чувствительности - несомненно информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ могла отразиться на стоимости нефтепродуктов", - говорит вице-министр.
В качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия Министерства энергетики по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного механизма Министерством начиная с января 2021 года поставки на экспорт были исключены.
Текущий уровень запасов бензина АИ-92 в целом по стране находятся на комфортном уровне - благодаря принятым мерам по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тыс. тонн до 270 тыс. Тонн.
С учетом вышесказанного, ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!