Недропользователи субсидируют внутренний рынок ГСМ для удержания цен на бензин

Недропользователи субсидируют внутренний рынок ГСМ для удержания цен на бензин

19:23 14 Апрель 2021 3336

Недропользователи субсидируют внутренний рынок ГСМ для удержания цен на бензин

Автор:

На  внутреннем рынке нефтепродуктов Республики Казахстана наблюдается повышение розничных цен на бензины на АЗС. При этом отмечаем, что цены на нефтепродукты регулируются не государством (на бензин с 2015 года, на дизель с 2016 года), а рынком.

Рынок нефтепродуктов является высоковолатильным, подвержен влиянию множества факторов – система налогообложения, ценообразования и обеспеченность ГСМ как на внутреннем рынке Казахстана, так и в соседних странах (неконтролируемый переток), сезонность спроса, информация о технологических сбоях или капитальных ремонтах на НПЗ, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу Минэнерго РК.

Вышеуказанные обстоятельства требуют постоянного поиска ценового «равновесия» на нефтепродукты.

«В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на соседние рынки, а в случае высоких цен, возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом с последующим снижением объемов переработки на НПЗ РК. В частности, в последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах», - отмечается в сообщении.

Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления более низких цен на перерабатываемое сырье. Разница от экспортной цены нефти составляла около 50$ за 1 тонну, сейчас она выросла до 80-130$ за 1 тонну нефти в зависимости от направления поставки нефти. На сегодня цена нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, колеблется на уровне 20-45 тыс. тг/тонна, что в перерасчете составляет 6,5-15,2 $/баррель. При этом рыночные котировки нефти на сегодня уже перевалили за 60 $/баррель.

В настоящее время по отдельным регионам недропользователи поставляют на внутренний рынок около 75-80% добываемого сырья, при том, что контрактные обязательства существенно меньше.

Практика показывает, что государственное регулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы – государственные органы неохотно идут на пересмотр цен, несмотря на объективные условия. Кроме того, невозможно учесть все конкретные условия каждой конкретной АЗС, теряются условия для здоровой конкуренции между ними.

В ведомстве отметили, что при введении государственного регулирования следует ожидать установления низких цен, которые могут быть оторваны от объективной ситуации. В краткосрочной перспективе это может привести как к локальным, так и масштабным сбоям в цепочке поставок, перебоям в поставке нефтепродуктов.

«Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и соответственно добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ», - отмечает вице-министр энергетики Асет Магауов.

Если смотреть в динамике - аналогичный уровень цен складывался в Казахстане три года назад в марте 2018 года. Тогда он составил в среднем 162,6 тенге/литр, при диапазоне цен от 155 до 172 тенге/литр.

Регулирование цен и создание системы распределения «удешевленных» нефтепродуктов является малоэффективным и затратным методом:

1) выгодами низких цен могут воспользоваться не только малообеспеченные граждане, но и жители приграничных районов соседних государств.

2) создаются условия для «теневого» вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам

3) создаются существенные риски для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли

С учетом уже выстроенной системы формирования доходов государства и системы защиты социально-уязвимых слоев населения, полагаем, что нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений, в частности в секторе торговли ГСМ. То есть через рыночные механизмы обеспечить приток инвестиций в отрасль, рост доходов недропользователей, занятость населения и в конечно итоге налоговые поступления в бюджет. Уже за счет роста налоговых поступлений увеличить расходы по адресной социальной помощи.

«Конечно же надо продолжать работу по улучшению транспарентных условий ценообразования на рынке. Возвращаясь к вопросу о высокой волатильности топливного рынка, его чувствительности - несомненно информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ могла отразиться на стоимости нефтепродуктов», - говорит вице-министр.

В качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия Министерства энергетики по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного механизма Министерством начиная с января 2021 года поставки на экспорт были исключены.

Текущий уровень запасов бензина АИ-92 в целом по стране находятся на комфортном уровне - благодаря принятым мерам по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тыс. тонн до 270 тыс. Тонн.

С учетом вышесказанного, ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы.

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

30283

Материалы по теме:

bitkoin-v-ocherednoj-raz-podnyalsya-do-60-tys-dollarov

popast-v-reestr-nedobrosovestnyh-uchastnikov-goszakupok-legko-dokazat-svoyu-pravotu-slozhno

v-kakih-sluchayah-ne-nuzhno-platit-za-lechenie-zubov

v-kazahstane-predlozhili-regulirovat-ceny-na-benzin

erbosynuly-obvinyayut-v-sryve-boya-pretendentov

загрузка

×