Нефтесервисная отрасль Казахстана "просела" на четверть

7570

Объемы нефтесервисных работ сократились на четверть в Казахстане в прошлом году.

Нефтесервисная отрасль Казахстана "просела" на четверть

Тем не менее, несмотря на снижение средней цены на нефть в первом квартале текущего года, в союзе нефтесервисных компаний Казахстана рассчитывают на выравнивание ситуации. Как за счет повышения стоимости углеводородного сырья, так и за счет освоения казахстанскими компаниями новых ниш на внутреннем рынке и даже выхода на новые рынки сбыта своих услуг.

"По итогам 2015 года в Казахстане объемы нефтесервисных работ в среднем сократились на 25% - и это при средней цене на нефть 51 доллар, - сказал генеральный директор союза нефтесервисных компаний страны Нурлан Жумагулов. - А за первый квартал 2016 года средняя цена не превысила и 40 долларов. Поэтому на сегодня приоритетными для нефтедобывающих компаний направлениями являются повышение эффективности действующих месторождений, и подготовка индустрии к работе в новых условиях, требующих оптимизации и инновационных подходов", — добавил он. В частности, больше всего по итогам прошлого года "просели", по данным гендиректора отраслевого союза, такие виды сервисных работ как гидроразрыв пласта и капитальный текущий ремонт скважин, также были сокращены программы по бурению. Однако повод для оптимизма все же имеется.  Нурлан Жумагулов напомнил, что в настоящее время ряд крупных инвесторов планируют реализацию крупномасштабных проектов.

Речь идет, прежде всего, о расширении добычи на месторождениях Тенгиз и Карачаганак, где "затраты составляют десятки миллиардов долларов". Все это предоставляет определенный простор для деятельности именно нефтесервисных компаний. Однако сервис сервису – рознь: одно дело – строить подъездные дороги к месту добычи нефти, другое – бурить и обслуживать сами скважины. Так, председатель правления компании "ЦентрАзияГрупп" Алмас Кудайберген считает, что именно казахстанские компании в секторе нефтегазового строительства и инжиниринга могут ежегодно осваивать 100-150 миллионов долларов при общей емкости нефтесервисного рынка в Казахстане на уровне чуть более 7 миллиардов долларов в 2015 году. "Если разделить нефтесервисный рынок на категории, то мы увидим, что есть простые работы, в которых не так много технологий требуется. Это строительство дорог или зданий, транспортировка несложных грузов, или организация питания. Здесь более-менее рынок освоен казахстанскими компаниями", - сказал Алмас Кудайберген.

По его оценке, доля казахстанских компаний в сегменте этих "простых" работ составляет порядка 95 процентов. Долю казахстанских резидентов в сегменте работ средней сложности, а именно, в строительстве береговых промысловых объектов, перевозке тяжелых грузов, прокладке трубопроводов, проведении буровых работ до 5-6 тысяч метров, он определить затруднился, отметив лишь, что "здесь в последнее время активно работают казахстанские компании, осваивая новые технологии, создавая совместные предприятия, хотя есть определенное доминирование иностранных компаний". "Если же говорить о сложных работах - бурение в горизонтальном направлении, строительство объектов "под ключ", то здесь доминируют иностранные компании", - признал представитель отрасли. По его словам, наращивание количества СП в нефтесервисной отрасли ожидается в самое ближайшее время. В начале мая этого года на конференции "Казнефтегазсервис" в Атырау, как уточнил Алмас Кудайберген, будут "анонсированы" планы по созданию как минимум трех новых совместных предприятий в отрасли.

Какие именно это будут предприятия, и кто будет их иностранным соучредителем, глава компании не сообщил, отметив только, что в майской конференции планируется участие "не менее 30 крупнейших подрядчиков мира", а также потенциальных инвесторов из Канады, Турции, России и США. А председатель правления Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков дал понять, что компании Казахстана не собираются отсиживаться на внутреннем рынке, осваивая и сопредельные территории. "За 25 лет, благодаря транснациональным компаниям и инвесторам, мы повысили свое мастерство, сейчас мы работаем не только у себя на Родине, мы экспортируем наши знания и умения в другие страны. Например, есть Туркменистан, Азербайджан, Россия. Иран. Из этих четырех государств для нас наиболее интересен Иран", - сказал Рашид Жаксылыков. По его данным, к работам в Иране после заключения соответствующих контрактов уже приступили семь казахстанских нефтесервисных компаний.

Помимо этого, в союзе нефтесервисных компаний рассчитывают увеличить конкурентоспособность казахстанских предприятий за счет увеличения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны недропользователей. Нурлан Жумагулов напомнил, что в закон "О недрах и недропользовании" в целях создания в стране наукоемких производств еще в 2012 году был заложен механизм, согласно которому недропользователи обязаны направлять 1% от своего совокупного годового дохода на НИОКР. "Из действующих 205 контрактов на недропользование у 50 компаний имеются такие обязательства, и за последние 4 года общие затраты на НИОКР составили 20 миллиардов тенге. Однако закрепленные в законе о недрах обязательства по НИОКР не дали ощутимых результатов ввиду отсутствия четкого определения понятия НИОКР и отсутствия мониторинга расходования данных средств", — констатировал Нурлан Жумагулов. В настоящее время, по его словам, отраслевой союз совместно с министерством энергетики страны в рамках работы над новым кодексом о недрах отрабатывает такое же обязательство недропользователей.

"В целях рационального и эффективного использования данных средств в настоящее время мы совместно с министерством энергетики рассматриваем вопросы по направление данных средств на технологические задачи, которые востребованы в нефтегазовой отрасли. Пример взят у Норвегии, которая ежегодно определяет, какие технологические задачи необходимы для отрасли и совместно с недропользователями в этом работает в этом направлении. То есть, недропользователи будут инвестировать в самих себя через сотрудничество с научно-исследовательскими компаниями", — пояснил гендиректор союза. И все же при всех остальных вводных главным условием развития нефтесервисной отрасли страны остается цена на нефть, признал он же. "Нефтесервисные компании очень тесно работают с акиматами и ведется работа, подписаны меморандумы о недопущении увольнений.  В настоящее время нефтесервисные компании сохранили рабочие места своих сотрудников, поскольку за предыдущие годы они накопили достаточно средств, они ожидают повышения цен на нефть и то, что программы по бурению возобновятся", — подчеркнул Нурлан Жумагулов.

"Мы видели, что цены на нефть снижались и были очень пессимистические настроения, соответственно компании, срезали бюджет в прошлом году, сокращали капитальные и операционные затраты. Если сейчас посмотреть среднесрочные перспективы, то мы видим, что цены на нефть могут подняться. В этом году есть определенное движение, в денежном выражении идет повышение расходов на определённые виды работ, это значит, будет больше работы для нефтесервисных компаний, значит, люди будут опять приняты на работу, будут дальше работать. Есть определенное оживление на рынке", - поддержал его Алмас Кудайберген. При этом Рашид Жаксылыков признал, что недавняя встреча представителей стран-членов ОПЕК и стран не входящих в нее в Дохе, где обсуждалась возможность снижения объемов добычи нефти для повышения ее цены, не дала результатов, ожидаемых Казахстаном.

"Встреча, прошедшая в Дохе, не дала ожидаемых результатов, потому, что Иран не дал согласия уменьшить добычу нефти. Начав год с 500 тысяч баррелей в сутки, за 2-3 месяца Иран довел добычу нефти до 1,5 миллионов баррелей в сутки, а до конца года намерен довести ее до 4 миллионов баррелей", - сказал Рашид Жаксылыков. Тем не менее, по его словам,  есть надежда на то, что работа по стабилизации цены на нефть будет продолжена. Одновременно он заметил, что сам Казахстан уже исчерпал свои возможности по снижению добычи (в 2015 году по официальным данным в стране было добыто 79,5 миллиона тонн нефти и газоконденсата, прогнозы же на 2016 год постоянно шли со снижением – сначала до 77 миллионов тонн, а затем – до 74 миллионов). "Это большая потеря. Далее снижать добычу нельзя - это приведет к нехватке средств на развитие производства в стране, развитие регионов, на социальные программы", - резюмировал Рашид Жаксылыков.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться