Представители заводов считают, что вступивший в силу запрет не только не решает проблему дефицита дизельного топлива, но и угрожает полным закрытием предприятий, а также потерей рабочих мест для десятков тысяч работников нефтяной отрасли. Свои предложения о том, как найти выход из сложившейся ситуации, представители мини-НПЗ озвучили во время пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
По словам председателя Ассоциации палат юридических консультантов “Қазақстан заң-кенес” Фарида Алиева, многие НПЗ малой мощности будут вынуждены прекращать свою деятельность из-за запрета вывоза нефтепродуктов. Это приведет к тому, что тысячи людей могут остаться без работы. Не совсем приглядная картина складывается и с точки зрения создания бизнес-климата для инвесторов. Ведь теперь у бизнеса нет стабильной перспективы для инвестирования средств в индустрию.
“Как вы помните, в конце января, еще до того, как был подписан приказ (о запрете), мы с представителями индустрии, которые к нам обратились, поднимали этот вопрос, в том числе с точки зрения воздействия социального фактора, ухудшения социально-экономической ситуации, безработицы и прочих негативных факторов, к которым мог привести данный приказ. К сожалению, наши доводы не были услышаны. В связи с чем у представителей индустрии вновь возникают вопросы (…). Сегодня они собрались здесь, чтобы донести свою позицию и озвучить некоторые предложения, как найти выход из ситуации”, - сказал Фарид Алиев.
Представитель НПЗ “Mangystau Oil Refining” Абдыманап Исабаев отметил, что после вступления в силу приказа минэнерго РК вместе с запретом на экспорт дизельного топлива и бензина под запрет попало речное, судовое топливо, нафта, производимые на заводах малой мощности.
“Как производители этих продуктов, мы понимаем переживания правительства относительно запрета на экспорт дизельного топлива из страны. Однако нам не понятно, по какой причине запрещать экспорт других нефтепродуктов (…). В связи с введением данного приказа возникает ситуация, когда заводы не смогут производить данные нефтепродуты. Производственный цикл нефтепродуктов такой, что из одной тонны сырья нефти получаются разные фракции легких и тяжелых продуков. Невозможно произвести дизельное топливо или бензин, не произведя при этом другие нефтепродукты. Завод будет вынужден приостановить производство нефтепродуктов, поскольку будет происходить затоваривание, тех видов и продуктов, которые он не сможет экспортировать за пределы ЕврАзЭС и реализовывать на рынке. А крупнотоварные заводы не готовы принимать на дальнейшую переработку нафту”, - прокомментировал Абдыманап Исабаев.
По словам представителя НПЗ, для завода это грозит его полной остановкой и увольнением сотрудников. Сейчас НПЗ перерабатывает до 300 тыс. тонн сырья в год, на нем работает 230 человек. Он так же отметил, что у производства большие обязательства перед банками второго уровня. За прошлый год компания выплатила более миллиарда тенге налогов. Более трех миллиардов тенге заплатили экспортно-таможенную пошлину товарищеские компании, и еще более 600 млн тенге других косвенных налогов.
“Этой части налоговых поступлений также лишается бюджет вследствие данного приказа. Соответственно, наше обращение связано с тем, чтобы отрегулировать приказ. И если действительно есть дефицит дизельного топлива, то мы предлагаем министерству энергетики запретить его экспорт. Мы не против этого. Однако предоставить нам возможность поставлять другие виды продукции на экспорт за пределы ЕАЭС”, - предложил Абдыманап Исабаев.
Директор по производству НПЗ “Актобе Нефтепереработка” Берикжан Дарбеков тоже выразил недовольство приказом. По его словам, после его подписания только за март производительность завода упала в два раза. 137 человек могут остаться без работы.
“Мое предложение, чтобы по отдельным светлым продуктам оставить дорожку, чтобы их можно было бы реализовывать за пределы ЕАЭС. На территории СНГ продукт не пользуется спросом, и его можно перерабатывать только на больших заводах, которые не берут его. Чтобы модернизировать наши мини-заводы, нужны миллиарды, а таких денег у нас нет. От имени коллектива завода просьба к руководству министерства энергетики, чтобы нам оказали помощь в решении вопроса. По Казахстану 33 небольших НПЗ, и около 5 тыс. работников могут потерять доход. Кроме них, есть еще перевозчики и месторождения”, - добавил Берикжан Дарбеков.
Фарид Алиев добавил, что представители отечественных мини-НПЗ не просто так тревожатся. Приказ, запрещающий вывоз нефтепродуктов из Казахстана, не решает проблему дефицита дизельного топлива и наносит ущерб местной индустрии.
“Заявленная цель борьбы с товарами прикрытия также не решается. Запретить все, чтобы контрабанды не вывозили дизель, не самая эффективная мера. Если есть случаи контрабанды дизеля, то эти случаи нужно отрабатывать каждый индивидуально. Но не рубить всю индустрию. Также закрываются предприятия, люди остаются без работы. Экономического обоснования в принятом приказе мы не увидели. Поэтому озабоченность индустрии очевидна”, - сказал он.
Напомним, 20 января был подписан приказ, которым вводится шестимесячный запрет на вывоз бензина, дизтоплива и отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом. Он вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
Читайте по теме:
Какую работу предложили в КМГ нефтяникам из Жанаозена?