Излишнее количество требований со стороны ветеринарного и санитарного контроля подталкивает предпринимателей к решению вопросов незаконными методами. Анализ, проведенный в национальной палате предпринимателей "Атамекен", показал, что коррупции в данных сферах способствует ряд факторов.
Во-первых, в этих областях достаточно большое количество дискретных законодательных норм, которые позволяют госслужащим устанавливать процедуры на основании субъективных размышлений, заявил на совещании в агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГС ПК) заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов.
Повышает коррупциогенность и действующий регламент выдачи ветеринарных и фитосанитарных сертификатов, отмечает он.
"Выдача ветеринарного сертификата составляет три рабочих дня, выдача фитосанитарного – пять дней. Самым затратным по времени является осмотр госветинспектором перемещаемого объекта и оценка ветеринарно-санитарного состояния транспортного средства в течение двух рабочих дней. Чем вызвана необходимость два дня такую проверку проводить? Понятно, что предприниматель, у которого скоропортящиеся товары, будет по-своему решать этот вопрос. У него нет другого выхода", – констатировал Рустам Журсунов.
Особенно ярко в данном случае ситуацию характеризует пример с охлажденным мясом, срок хранения которого не превышает 12 дней. По нормативному регулированию на получение ветсертификатов для этой продукции уходит 10 дней.
"Если все эти 10 дней мы будем получать бумаги, то естественно мясо уже не будет сбываться как охлажденное, а пойдет как замороженное. Это будет влиять на доходность предпринимателя. По вопросу разрешения на экспорт, импорт, транзит животноводческой продукции заявки рассматриваются до 30 рабочих дней. По нашему мнению, это никуда не годится", – выразил недоумение г-н Журсунов.
Почву для коррупции в нацпалате видят и в отсутствии ветлабораторий в отдаленных районах. Проводить экспертизу товара предприниматели могут только в областных центрах, которые зачастую находятся в разы дальше точки сбыта.
К тому же по факту ветэкспертизу в Казахстане проводят только государственные лаборатории. Частные структуры могут привлекаться к этой деятельности только в теории. На деле же организационные моменты этого не позволяют. "Почему здесь у нас очень узкая калитка? Почему мы данный вид деятельности точно так же, как по импорту, не можем передать на аутсорсинг? На импорт это можно, а на экспорт одна калитка. Политика государства должна максимально стимулировать экспорт", – подчеркнул зампред правления НПП.
Рустам Журсунов также обратил внимание, что сегодня ветеринарный надзор не основывается на системе управления рисками и, соответственно, не подлежит регистрации в органах прокуратуры. Этот момент необходимо кардинально менять, полагает он.
В сфере санитарного контроля, продолжил Рустам Журсунов, требуется ревизия санитарных норм и правил, которые действуют еще с советских времен.
Кроме того, палата предпринимателей призывает к поддержке организаций по защите прав потребителей. "Здесь должен быть баланс. Я бы хотел попросить комитет санитарно-эпидемиологического надзора обратить на это внимание. Если есть необходимость, финансировать и организационно поддерживать. Ели контроль со стороны государства сокращается, то со стороны общественности должен присутствовать. И здесь как раз надо уходить от коррупционной составляющей к настоящему контролю", – заключил заместитель председателя правления НПП "Атамекен".
В свою очередь, заместитель председателя агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев отметил высокую частоту коррупционных схем в сфере ветеринарного и санитарного контроля.
"Основными факторами, которые подталкивают к совершению коррупционных преступлений в этих сферах, являются неисполнимые требования от государственных органов", – пояснил замглавы агентства по делам госслужбы.
В обеих надзорных сферах наблюдается рост коррупционных нарушений. Так, в 2016 году в области ветеринарного контроля зарегистрировано 31 коррупционное преступление, а в первом полугодии этого года число коррупционных дел – 27.
В сфере санитарного надзора в 2016 году число коррупционных преступлений равнялось 12. По итогам же только первого полугодия 2017 года уже зарегистрировано 14 фактов. Все эти дела связаны в основном с вымогательством взяток.
Динара Куатова