/img/tv1.svg
RU KZ
Немецкая Giessenhause в Павлодаре опоздала с коммуникациями

Немецкая Giessenhause в Павлодаре опоздала с коммуникациями

Общественные слушания по строительству завода по производству легированного алюминия провели задним числом.

16:28 14 Июнь 2017 4743

Немецкая Giessenhause в Павлодаре опоздала с коммуникациями

Автор:

Марина Попова

Чтобы отрапортовать досрочно о запуске нового промышленного объекта на территории СЭЗ «Павлодар», чиновники забыли, что строительство завода и получение разрешительных документов, в том числе экологических, идут параллельно.

Скорее, это не удивительно, так как  глава региона Булат Бакауов на встрече с инвестором в феврале текущего года дал понять всем:

«Мы должны подойти к этому вопросу не с точки зрения строгого соблюдения каких-либо регламентов, а так, чтобы максимально оказать содействие бизнесменам, которые приводят в наш регион инвестиции».

Представитель ТОО Giessenhause пообещал, что 6 июля здесь начнется первая плавка, и работа на строительной площадке кипит. В этой спешке, как оказалось, никто не вспомнил о работе с общественностью, компания не успела обсудить с горожанами возможности воздействия нового производства на окружающую среду. Правда, на запоздалых общественных слушаниях, а их даже формально нельзя обойти, организаторы  сообщили тем немногим, что пришли: опасаться за экологию не стоит, поскольку строить будут по европейским стандартам, предложив довериться «Оценке воздействия на окружающую среду» (ОВОС), составленной ТОО «Экологический центр – PV». Выводы ОВОС, скорее, предсказуемы:

«Проведенная оценка воздействия на окружающую среду показала, что проектные решения по объектам производства легируемого алюминия соответствуют экологическим требованиям. Воздействие на окружающую среду в период строительства и эксплуатации, на атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы, состояние экологических систем, на социально-экономическую среду, здоровье населения, животный и растительный мир является допустимым, на недра – отсутствует. Экологический риск и риск для здоровья населения в регионе от деятельности предприятия по производству легированного алюминия не прогнозируется», – сообщила заместитель ТОО «Экологический центр – PV» Карлыгаш Тулеубекова.

Качество – европейское
Собственники будущего завода собрание проигнорировали, о проекте отчитывался его разработчик. Предполагается, что до конца нынешнего года на новом заводе будет произведено 7000 тонн продукции, в 2018 году – 31000, и в 2019 году завод выйдет на проектную мощность 52000 тонн легированного алюминия. На первом этапе планируют выпускать сплав алюминия с кремнием.

Главный момент, который заинтересовал горожан, это транспортировка жидкого алюминия с территории электролизного завода до нового производства. То есть 32 километра, пусть и по объездной дороге, навели на вопрос: а если случится дорожно-транспортное происшествие?

Согласно материалу ОВОС: «Перевозка тиглей с жидким металлом осуществляется грузовым автомобилем с седельным тягачом и платформой грузоподъемностью 30 тонн. На платформе размещаются одновременно три тигля. Перед отправкой с площадки предприятия на электролизный завод огнеупорная футеровка тиглей нагревается до температуры 850 градусов. После нагрева тигли устанавливаются на платформе автомобиля и направляются на АО «Казахстанский электролизный завод». Прибывшие тигли с жидким алюминием при помощи мостового крана поочередно снимаются с платформы автомобиля и устанавливаются на площадку отстоя. Тигель с жидким алюминием при помощи траверсы перемещается мостовым краном к индукционной печи. Выливная труба опускается в отверстие, расположенное на крышке печи, и металл сливается». Предполагается, что при выходе завода на полную мощность в сутки могут осуществляться шесть-семь рейсов с доставкой пяти тонн жидкого алюминия за раз.

Что касается озеленения, пришедших на слушание  волновал и этот вопрос, планируется высадить 43 дерева, остальная территория будет покрыта газоном.

«Это первое такое предприятие в Казахстане, но опыт зарубежного строительства в полной мере в этом проекте присутствует. Технологию установки печей легирования, охлаждения печей легирования, розлива металла разрабатывали немцы, которые являются известными поставщиками литейных машин. Беспокойства быть не должно, ведь мы используем чистый алюминий, что предполагает, что и выбросы не будут перегружены вредными веществами», – заверил главный инженер проекта Игорь Коршунов.

Напомним, что ТОО Giessenhause является «дочкой» российского ООО «СибИнвестГрупп» – филиала крупной компании LVG Gmbh из Германии.

Марина Попова, Павлодар

Коммуникации еще не завод

Утверждает компания, намеренная построить в Павлодаре завод кальцинированной соды, несмотря на протесты горожан.

13 Октябрь 2020 07:47 1135

Фото: pavon.kz

В Павлодаре подрядчик ведет строительство коммуникаций к будущему заводу кальцинированной соды, несмотря на то, что общественные слушания по его строительству дважды признаны не состоявшимися.

Разгоревшиеся в соцсетях дебаты по данному поводу не замечаются местным властями. Не ведают о строительстве и в департаменте экологии области. Само же ТОО «Павлодар-Сода» сработало на опережение, разослав в СМИ пресс-релизы, где заверяют, что строительство завода пока не ведется, мол, все будет по закону.

«В связи с публикациями о строительстве инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) поясняем, что оно осуществляется независимо от судьбы проекта завода. ИКИ может быть использована в случае реализации других инвестиционных проектов. Проведение общественных слушаний для подведения ИКИ на индустриальную зону, согласно действующим правилам, не требуется, и ТОО «Павлодар-Сода» является только одним из проектов индустриальной зоны. Никаких строительно-монтажных работ непосредственно по проекту завода не начато», – сказано в сообщении.

При этом на месте стойки размещен баннер, где указано, что ведется строительство внеплощадных сетей и объектов завода по производству кальцинированной соды. Работы должны быть завершены в январе будущего года.

ЮНЕСКО добро не дает

Потребность Казахстана в кальцинированной соде составляет 50 тысяч тонн в год. Вся она импортируется. К слову, идея строительства возникла не вчера, но его высокая стоимость, а год назад она составляла 77 млрд тенге, тормозила реализацию проекта. По словам технического директора ТОО «Павлодар-Сода» Амантая Сабитова, актуальность строительства завода связана с тем, что основной ее поставщик в Казахстан – АО «Башкирская содовая компания» заявило о снижении объемов производства почти в два раза в связи с отсутствием известняка. К слову, новое месторождение известняка, которое планировали разрабатывать, находится в заповедной зоне, его курирует ЮНЕСКО. Разрешения на его разработку нет.

Без альтернативы

Уже дважды общественные слушания по строительству завода были признаны не состоявшимися. Главная претензия со стороны общественных организаций – выбор места и устаревшая технология. Завод мощностью 200 тысяч тонн кальцинированной соды планируют возвести на площадке в черте города. Среди претензий к разработчикам проекта – отсутствие альтернативной площадки. Так, по мнению руководителя ОО «ЭКОМ» Светланы Могилюк, никто не озвучил экономические показатели по альтернативности строительства, решив строить там, где удобно, и без вариантов. Оно и понятно, основной потребитель соды – алюминиевый завод расположен также в черте областного центра.

Новое производство планируется построить по схеме Сольве (Solvay). Общественники считают, что это устаревшая технология, требующая значительного объема воды в процессе производства, планируют брать из Иртыша. Специалист в области капитального строительства Артур Ахметов отмечает, что данный способ производства самый дешевый, но его никак нельзя отнести к «зеленым технологиям». Причина – значительное количество отходов при производстве. И, наконец, еще один немаловажный аспект – куда будут сбрасывать сточные воды? Первоначально речь шла о водоеме Былкылдак, имеющем в донных отложениях тонны ртути. Рассматривался и второй вариант – накопитель-испаритель, принадлежащий ТОО «Павлодарский нефтехимический завод». Но, как выяснилось, никто на это свое добро не давал.

К слову, в феврале текущего года в ходе отчетной встречи акима области Абылкаира Скакова был поднят вопрос о заводе кальцинированной соды. И глава региона тогда отметил, что это серьезный системный вопрос.

«Сейчас в мире идет тренд на борьбу за инвестиции, и наша страна не является исключением. При этом для руководства нашей области приоритетным является поиск качественных инвестиций. И вы правы: это не должно приносить ущерб нашему населению. Мы должны провести аудит новых инвестпроектов, и все проекты, которые могут нанести вред здоровью людей, должны откладываться», – отметил тогда Абылкаир Скаков.

Был ли тот аудит или опять все спишется на пандемию, не известно.

Согласно исследованиям чешской неправительственной организации «Арника» и ее партнеров, изменение закона в пользу инвесторов, внезапное одобрение спорных проектов, незаконное строительство гидроэлектростанций, незаконные вырубки леса, преследование гражданских активистов.

«Это лишь некоторые из случаев нарушения прав человека и разрушения окружающей среды во время карантина, вызванного глобальной пандемией COVID-19», – отмечается в пресс-релизе.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как устроен бизнес по переработке аккумуляторов

Павлодарский предприниматель выстроил сеть по утилизации отработанных аккумуляторов и производству свинца.  

22 Сентябрь 2020 11:23 7331

Компания появилась в Павлодаре в 2007 году и первые десять лет занималась только торговлей аккумуляторами. Постепенно расширяясь, к 2017 году предприятие дополнило свою деятельность утилизацией и переработкой аккумуляторов. Создание нового производства обошлось в сумму порядка 250-300 млн тенге. Основная часть пришлась на собственные средства. Однако впоследствии возникла необходимость взять заем на пополнение оборотных средств. Заем удалось взять по государственной программе «Дорожная карта бизнеса», а процентную ставку субсидировать через фонд «Даму». В 2020 году предприятие снова получило кредит на пополнение оборотных средств в размере 50 млн тенге. Ставка по кредиту составила 13%, почти половину которой финансирует государство.

Процесс переработки аккумуляторов выглядит нехитро. Так, из отработанных аккумуляторов удаляют электролит, который нейтрализуется с помощью каустической соды до состояния воды и утилизируется. Далее из него извлекается два вида сырья – в основном это свинец, а также в виде побочного продукта – пластик. В дальнейшем пластик промывается и дробится на фракции, свинец выливают в чушки. Оба вида продукции компания экспортирует в Россию.

«У нас есть сертификат соответствия ГОСТ – на пластик и свинец. Мы продаем не просто лом, это не продажа сырья – это производство продукции первого передела», – рассказал Павел Горбачев, руководитель компании.

Цена на свинец не фиксирована и привязана к торгам на Лондонской бирже металлов (LME). Свинец, к слову, может достигать до 55% от массы самого аккумулятора.Пластик стоит порядка 40 российских рублей за килограмм. На выходе пластик составляет порядка 6% от массы аккумулятора. Таким образом, компании в месяц удается накопить около 10-15 тонн пластика.

Чтобы не перегружать линию производства, компания старается перерабатывать в сутки порядка десяти тонн аккумуляторов. Тогда это выходит в месячный норматив порядка 250 тонн. Кроме павлодарцев, в Казахстане в данной сфере также работает завод в Талдыкоргане, построенный еще в советское время. Объёмы завода, конечно, намного превосходят объемы переработки небольшого частного предприятия, однако при этом ожесточенной конкуренции между двумя предприятиями нет.

«Мы находим свои рынки. Завод, к примеру, слишком большой для каких-то заказов. Мы же более мобильны в этом плане. Поэтому нам нет необходимости воевать в цене. Всегда можно найти свои ниши», – считает Павел Горбачев.

В западных странах автомобилисты сами платят за услуги по утилизации своего аккумулятора, казахстанские реалии другие. Здесь отработанный аккумулятор продается, хотя бы не выкидывается на свалку. Даже в магазине при покупке нового аккумулятора покупателю могут предоставить скидку, если он согласен отдать старый. Зачастую такие аккумуляторы даже не разбирают, а просто экспортируют, к примеру, в Россию на ту же самую переработку. В розницу компания приобретает старые отработанные аккумуляторы по ценам в пределах от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. Конечная цена зависит от нескольких факторов, в первую очередь это его масса, что напрямую сказывается на содержании в нем свинца.

На долю розничных поставщиков приходится порядка 30-40% от общего потока аккумуляторов. Точки приема компании функционируют в Павлодаре, Экибастузе, Усть-Каменогорске, Караганде, Семее и Алматы.

Помимо этого, существуют и оптовые поставщики. Например, в прошлом году павлодарский предприниматель заключил договор на покупку старых аккумуляторов с ресайклинг-фирмой. Это компания, которая скупает по Казахстану старые автомобили для их дальнейшей утилизации. Там по нормативу при сдаче авто должен быть в том числе и аккумулятор.

Сейчас общий штат предприятия насчитывает порядка 60 работников, в то время как на производстве работают 12 человек. В ближайшем будущем предприниматель собирается построить небольшой завод, на котором, помимо свинца, можно будет перерабатывать, к примеру, цветные металлы, такие как медь и дюраль.

Пока по понятным причинам неясно, во сколько обойдется строительство завода. Сам же предприниматель оценивает эту сумму примерно в 3-4 млн долларов. К слову, вентиляция и системы очистки воздуха занимают в предварительной смете порядка трети всего бюджета и выходят дороже самого оборудования. В качестве одного из вариантов для будущего строительства рассматривается территория специальной экономической зоны «Павлодар». Там предпринимателю могут предоставить значительные льготы, а также выстроена удобная логистика.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram!