Неординарный, противоречивый, масштабный. В Алматы похоронили Гейдара Джемаля

Аскар Муминов Аскар Муминов
6192

Известный богослов скончался на 70-ом году жизни. 

Неординарный, противоречивый, масштабный. В Алматы похоронили Гейдара Джемаля

На мусульманском кладбище в поселке Баганашыл похоронили скончавшегося на 69 году жизни известного теолога, председателя Исламского комитета России Гейдаря Джемаля. Он оставил заметный след в понимании основ исламской религии на всем постсоветском пространстве, вместе с тем как признаются люди, знавшие Джемаля лично - это был рефлексирующий, тонкий и одновременно достаточно противоречивый человек с самыми разнообразными взглядами. Поэтому он не был до конца своим ни у либералов, ни среди консерваторов, почвенников.

Быть похороненным в Казахстане было волей самого ученого, он хорошо знал страну и с большим уважением относился к казахскому народу. В последние годы Гейдар Джемаль тяжело болел и проходил курс лечения в Алматы. Чтобы проводить отца в последний путь в Казахстан приехал сын теолога Орхан Джемаль с матерью.

"В Москве уже были исчерпаны возможности помочь ему, а тут нашлась группа врачей, которая взялась за лечение отца. Были периоды, когда ему становилось лучше, но в целом болезнь не отступала. Он сумел выиграть полгода – год, а 4 декабря планировался отлет отца в Москву, ему стало хуже. Но 5 декабря его не стало. Похоронить его в Казахстане было волей отца. Его молодость прошла в Азии, на Памире, он очень любил эти места и не хотел быть похороненным в Москве. У него много было связано с этими местами", - рассказал Орхан Джемаль.

Простится с теологом пришли также представители чеченской, азербайджанской, ингушской диаспор Казахстана, в связи с тем, что похороны по мусульманскому обычаю должны были пройти до заката солнца, многие почитатели таланта Джемаля из России, европейских стран физически не успели на церемонию захоронения.

Для Гейдара Джемаля Казахстан был важной страной, к которой он относился с особым интересом. Вот что он в частности писал о роли казахов в истории Центральной Азии и их месте в современной жизни региона и мира.

"Казахи сегодня занимают место, определенное их прошлым значением. То есть они потомки тех, кто был костяком армии Бату-хана. Казахи - прямые потомки тех, кто брал Козельск, Москву и их роль в военно-политическом формировании Орды очевидна. Пока значимость казахов носит исторический характер, обращена в прошлое, а потенциал раскрытия казахского народа ждет своего часа".

А вот как оценивал взаимоотношения Казахстана и России и роль евразийства в них.

"Как ни странно, Казахстан более независим от внешних факторов. Кроме того, он представляет собой нечто единое в своей политической сущности и упирается в персональный фактор. А Россия состоит из многих противоречивых группировок, которые делают политику государства аморфной.  В идеале нужна некая общая политическая платформа. Была, например, советская, с Коммунистической партией и советской идеологией. Сейчас этого нет.

Нужна концептуальная идеология, которая имеет в виду некую перспективу. Какие задачи станет решать это некое общее пространство, что оно предложит и даст Китаю, Латинской Америке, Европе, исламскому миру.  Только после этого возникнет союз элит. Без него ничего не получится. КПСС была формой союза элит надэтнического уровня. По факту маловероятно было, что в советские времена казах мог возглавить СССР, но теоретически такое было возможно. Необходимо, чтобы этнические факторы не имели значения с точки зрения сверхзадачи. Впрочем, такой сверхзадачи у политического истеблишмента, по крайней мере, российского, нет и возникнуть не может". 

Личность самого Гейдара Джемаля столь же всеобъемлющая, как и его взгляды. Он отстаивал позиции умеренного политического ислама, избирался депутатом Государственной Думы России, вел ряд программ на центральном российском телевидении, включая такие известные как "Ныне" на Первом канале, "Все суры Корана" на канале "Культура",  "Тысяча и один день" на РТР. При этом в последние годы Джемаль был оппонентом официальной российской власти и в 2010 году был среди тех, кто подписал обращение российской оппозиции "Путин должен уйти". Джемаль был в оппозиции и к советской власти, являлся участником, так называемого интеллектуального андеграунда "Южинского кружка". 

Abctv.kz попросил людей, знавших Гейдаря Джемаля лично или пересекавшихся с ним на публичным мероприятия рассказать о том, каким он им запомнился.

Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчук:

"Мы сталкивались с ним, в основном, на мероприятиях и съёмках каких-то передач, кстати, одну из них, как сейчас вспоминаю, вёл Павел Шеремет. Было заметно, причём сразу, что человек он нерядовой, так как большую личность всегда отличает контраст: в обычных разговорах это простой собеседник, отвлечённый от того, что он пишет и говорит публично. Отношение власти к нему было неопределённым, двойственным. С одной стороны, он занимался исламом – для сегодняшней России это занятие актуальное, – но с другой, "его ислам" тянулся с диссидентских, антисоветских времён, что автоматически ставило Джемаля в один ряд со всеми антисоветчиками да он и сам так себя называл, отношение к которым у российского общества сейчас не совсем однозначное. Если свести всё к единому знаменателю, он был философом. С политической ориентацией – что-то посередине между традиционализмом и либерализмом, с резким теологическим уклоном. А если брать текущую российскую политическую конъюнктуру, то главным из его тезисов можно считать тот, где предлагалось, ещё в конце 90-х  годов, объединить ислам с православием для противодействия западному давлению. Замечу, что это было сказано ещё до глобального перелома 11 сентября 2001 года. Казахстан – одно из полей Великого Турана, что, по всей видимости, и наделяло эту территорию для Джемаля особой аурой. Тем более что, по словам его сына, он завещал себя похоронить именно здесь. Другого, особого, тайного смысла искать здесь не стоит, хотя, безусловно, очень хочется, так как многим кажется, что смерть такого непростого человека по определению не может быть слишком простой".

Директор аналитического Центра МГИМО Андрей Казанцев:

"Гейдар Джемаль – личность противоречивая. Если оценивать его с точки зрения науки и экспертизы, то он, конечно, экспертом или ученым не был. У него не было соответствующих степеней, признанных научным сообществом работ и даже систематического образования ни светского, ни религиозного. К тому же, некоторые из его политических взглядов были явно провокационными.  В политико-экспертную деятельность Джемаль пришел из оккультно-мистического кружка, сложившегося вокруг писателя Мамлеева и известного оккультиста Головина, к этой же группе принадлежит и Дугин, другая не менее противоречивая фигура.  Некоторые из взглядов и практик представителей этого кружка явно не относятся ни к ортодоксальному христианству, ни к ортодоксальному исламу. С другой стороны, Джемаль – явно человек очень талантливый, интересный мыслитель и литератор. Многих людей он привел к религиозным ценностям, что, наверное, неплохо. Кого-то заставил глубоко задуматься о жизни, читать интересные философские и мистические книги, это тоже хорошо. Я думаю, что если бы наш мир, наша постсоветская жизнь была устроена лучше, то столь талантливый человек нашел бы куда более полезную для общества сферу приложения своих усилий".

Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко:

"Гейдар Джемаль был выдающимся человеком, который говорил власти правду в глаза. Человеком, который никого не боялся, кроме Бога. Он был мусульманином, он выступал за права всех людей, особенно за права мусульман как наиболее униженной части современного человечества, подвергающейся войнам, репрессиям, расправам и террору. И при этом Гейдар был московский интеллектуал высочайшего уровня, принадлежал в юности к кругу рафинированных интеллектуалов: Евгения Головина, Юрия Мамлеева, Александра Дугина — последний был его учеником. Гейдар был великолепным поэтом, он выпустил несколько сборников стихов — очень сильная, оригинальная и необычная поэзия. Он написал много книг по философии и современной прикладной политологии. Гейдар был мусульманином и азербайджанцем, сыном тюркского народа, и гордился этим. Поэтому то, что он умер в Алматы — в колыбели тюркского мира, — это как-то провиденциально. Он поехал туда лечиться, там и ушел из жизни, ведь по исламским обычаям надо похоронить человека там, где он и умер. Гейдар будет лежать в предгорьях Алатау с видом на великолепные горы Азии, которые он так любил и которым он посвятил свою молодость. Гейдара знали все и в либеральной, и в патриотической среде — и все его уважали. Нам его будет очень не хватать".

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться