Ранее руководители местных автобусных парков грозились остановить работу общественного транспорта, если с ними не рассчитаются по субсидиям. Однако недавно петропавловские перевозчики в очередной раз потрясли информационное пространство, заявив о том, что несут убытки из-за того, что не получают субсидии. Господдержку частные автобусные парки (а муниципального общественного транспорта в СКО давно нет) получают за работу на убыточных, по их определению, маршрутах и за льготную перевозку отдельных категорий граждан. В том году бизнесмены набрали в лизинг новые автобусы, 40 млн тенге за каждый, но теперь из-за задержек с платежами оказались неспособны рассчитаться с долгами, передает inbusiness.kz.
Долг есть или его уже нет?
Вопрос был поднят в конце июня на Совете по защите прав предпринимателей. По словам перевозчиков, сумма задолженности по субсидиям за прошлый и текущий годы уже превысила 500 млн тенге. В городском акимате отметили, что в петропавловской казне средств на погашение долга нет.
"Расчет субсидирования производился вместе с перевозчиками. Тогда остановились на 450 млн тенге. В четвертом квартале прошлого года цены на ГСМ, запчасти поднялись. Расходы перевозчиков увеличились. Дополнительно провели расчеты. Образовалась задолженность. Мы написали бюджетную заявку в область, обосновали ее. Из городского бюджета мы не сможем выплатить задолженность", – пояснили в госоргане.
Тогда перевозчики заявили, что если ситуация не изменится, то общественный транспорт в Петропавловске может прекратить работу.
Аппетит приходит во время… поездок
Вместе с тем местную общественность давно волновал вопрос: насколько в принципе обоснованы аппетиты руководителей частных автобусных парков, буквально требующих финансовую помощь от государства. С соответствующим запросом филиал республиканского общественного объединения "Первый антикоррупционный медиацентр" по СКО обратился в департамент внутреннего государственного аудита. Там пояснили, что в этом году выплата субсидий перевозчикам производилась исходя из расчета общего годового пробега автобусов по маршруту в километрах, как разница между доходами к получению от количества планируемых перевозок и стоимости маршрута. Была проведена выборочная проверка нескольких таких направлений, показавших отсутствие нарушений. Не установлены и расхождения по количеству перевезенных пассажиров. То есть эти маршруты действительно убыточные и нуждающиеся в субсидировании.
Значит, акимат действительно поставил перевозчиков в сложное положение, оставив без положенных выплат? Впрочем, как показал аудит, и сами автобусные парки не совсем соблюдали свои обязательства.
"Аудитом установлено, что перевозчики не всегда следовали нормативу по количеству автобусов на маршрутах. Так, на маршруте Борки – Лесхоз должно было быть 10 автобусов, но по GPS среднее количество составляло 7 единиц. Маршрут спецЦОН – улица Жукова тоже должны быть 10 автобусов, но ездило в среднем 7. И таких примеров еще несколько", – поделился данными проверки руководитель филиала Первого антикоррупционного медиацентра Руслан Асаубаев.
С сентября по декабрь 2021 года петропавловские перевозчики получили 449,9 млн тенге субсидий, с января по май 2022-го им было выплачено 805 млн тенге. Кредиторская задолженность по программе "Субсидирование пассажирских перевозок по социально значимым городским (сельским) пригородным и внутрирайонным сообщениям" на май текущего года составила 620,2 млн тенге.
Петр Акутионов