В своем выступлении вице-министр нацэкономики Азамат Амрин сообщил, что цифры государственного долга демонстрируют следующую динамику: на январь 2020 года он составлял 23% от ВВП, в 2021 году вырос до 29%, затем произошло снижение: в 2022 году – 26%, в 2023 году – 24%, на 1 января 2024 года – 22%, передает inbusiness.kz.
"В целом общий тренд идет на уменьшение. Ковенанты, предусмотренные концепцией государственных финансов, строго соблюдаются. Уровень долга позволяет говорить о наличии запаса прочности. Касательно возможности кризиса государственных финансов в Казахстане – в настоящее время такая угроза не представляется. Долгосрочный прогноз также учтен в Бюджетном кодексе, все анализы проводятся консервативно и внимательно, с учетом всех возможных рисков", – резюмировал вице-министр.
В свою очередь советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов отметил, что если государство выходит с инициативой построить 100 школ и 100 больниц, то необходимо учитывать лимиты и реальную возможность осуществления этих проектов. Однако в нашей стране такой подход не соблюдается, поскольку часто прибегают к использованию резервов бюджета. В прошлом году из бюджета было изъято 5,3 трлн тенге, а на текущий год было утверждено 3,6 трлн тенге, из которых за первый квартал было потрачено 1,4 трлн тенге. Проекции показывают, что если сохранить такой темп расходования, то за год будет израсходовано более 5,6 трлн тенге. Также утвержден план на апрель по конвертации на сумму 1,1 трлн тенге.
"Если такой подход будет продолжен, то придется либо резко увеличивать трансферты и искать способы финансирования, либо изменить подход к планированию. Если бюджет не будет расширен, это может серьезно отразиться на экономике. В настоящее время мы поддерживаем экономику, держим курс тенге стабильным, но если резко сократить трансферты, это повлечет изменения в курсе валюты, процентных ставках и уровне инфляции. Поэтому необходимо кардинально изменить подход к планированию и финансированию", – подчеркнул Марат Темирханов.
По его словам, проект нового Бюджетного кодекса имеет определенные улучшения в области проектного финансирования, однако есть фундаментальные проблемы, которые могут привести к кризису.
"В данный момент мы тратим слишком много и берем много заимствований. Если мы продолжим увеличивать трансферты, разрабатывать схемы с КМГ и вливать триллионы тенге в бюджет для поддержки падающих налоговых доходов, это будет среднесрочной проблемой, так как мы все равно будем находиться в долгах. В случае кризиса у нас не будет возможности увеличить бюджет, так как не будет источника для этого. Если мы будем придерживаться правил и извлечем только 3,6 трлн тенге, у нас будет снижение продажи валюты на рынке, возможно, возникнет политический или другой кризис", – считает Мурат Темирханов.
Директор центра прикладных исследований Talap Аскар Кысыков привел данные о роли государства в финансах страны, отметив, что общая сумма доходной части составляет более 40 трлн тенге, или почти 40% ВВП, если учесть бюджет, квазигоссектор и внебюджетные фонды. Доля государства в финансах страны очень высокая.
"Потоки внебюджетных фондов, таких как ЕНПФ, ГФСС, ОСМС, наращиваются, и почти 3,3% дохода страны перераспределяется через эти фонды, что сравнимо с налогами из-за их обязательного характера. Нагрузка на фонд оплаты труда увеличивается, и большая часть этой нагрузки происходит вне бюджета. Прогнозируется, что нагрузка на ФОТ вырастет с 36% до 41%, что превышает средние показатели стран ОЭСР", – отметил он.
Вторая проблема, по словам спикера, заключается в хроническом дефиците бюджета и сокращении чистых активов. Несмотря на наличие устойчивого торгового профицита и высоких цен на нефть, консолидированный бюджет находится в дефиците. В последние пять лет, несмотря на налоговые поступления и высокие цены на нефть, ситуация с дефицитом консолидированного бюджета остается актуальной. Вопрос заключается в том, как финансировать расходы. Одним из вариантов является увеличение государственного долга, который за последние пять лет вырос на 77%. Это приводит к тому, что чистые активы стремятся к нулю, составляя 1,6% ВВП, или 1,9 трлн тенге.
По словам Аскара Кысыкова, на сегодняшний день нет возможности тратить, так как долговые обязательства практически сравнялись с накоплениями. Учитывая долг квазигосударственных компаний в размере 7 трлн тенге, часть которого выражена в долларах, мы получаем отрицательный баланс – мы должны больше, чем имеем активов. За последние пять лет расходы на обслуживание государственного долга увеличились в 2,7 раза. Планируется, что в бюджете на 2024 год будет выделено 2 трлн тенге на обслуживание государственного долга.
Другая проблема заключается в увеличении расходов бюджета без увеличения эффективности. За последние три года расходы увеличились на 60%, при этом основные статьи расходов – образование, социальное обеспечение и обслуживание долга. Однако 80% таких затрат приходится на текущие, а не капитальные расходы, что не способствует развитию страны. Приростом по статьям расходов является приобретение услуг и работ, осуществляемое через тендеры, привел данные Аскар Кысыков.
"Основной аргумент правительства заключается в том, что социальные расходы составляют 52%, но есть ведь другие 48% – это расходы на экономику, общегосударственные расходы, оборону и безопасность. Есть другой взгляд на расходы бюджета. Это так называемая экономическая классификация. То есть у нас по экономической классификации только 35% расходов бюджета тратятся на выплаты населению – это фонд оплаты труда, пенсии, социальные пособия, которые адресно поступают из бюджета конкретному человеку. Остальные 65% расходов бюджета – это строительство, закупки, капитальные затраты, трансферты, субсидии, бюджетные кредиты и так далее. То есть поле для оптимизации этих расходов огромное. Практически 2/3 бюджета можно и нужно оптимизировать и повышать эффективность", – подчеркнул эксперт.
Читайте по теме:
Эксперт: Порядка 40% бюджета в Казахстане расходуется бесконтрольно