Бывают ситуации, когда нечестная конкуренция может погубить даже, казалось бы, самый устойчивый бизнес. К каким уловкам прибегают не самые добросовестные конкуренты, выясняли корреспонденты программы «Наше дело».
В экономике конкуренция - это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Существует даже несколько ее видов. Кто-то берет ценой, у кого-то лучше реклама, а кто-то готов пойти на все, лишь бы прикрыть «лавочку» соперника.
Виталий Гусельников в производстве и выпуске антифриза работает с 2002 года. В 2012 году закупили необходимое оборудование, которое успешно работает по сей день. Все шло хорошо, получали финансовую поддержку от государства, платили налоги. Продукция предприятия поставляется во все регионы Казахстана. На данный момент ТОО Виталия выпускает около 300-400 тонн антифриза в год. В ближайших планах было выйти на российский рынок. По словам Виталия, работали, пока не столкнулись с недобросовестной конкуренцией.
«Сейчас у нас идет сокращение штата, примерно на 90%. Люди остались без работы в данный момент. По предприятиям – порядка пяти-шести компаний. Все столкнулись с этой проблемой, именно с недобросовестной конкуренцией со стороны определенного предприятия. Это предприятие – «Багашар». Это Капчагайская компания. На своей базе они открыли и создали общество аффилированное – союз автовладельцев. Своих сотрудников внедрили в это сообщество, и теперь от них просто нет проходу. Оптовики устали от постоянных угроз: мол, придем, все заберем. Пока их не было – никто нам этого не говорил. Только они появились – мы сразу стали «некачественную» продукцию продавать, все стало плохо, по их словам», - рассказывает Виталий Гусельников.
После жалоб общественников производство Виталия проверяли несколько раз самые различные органы. Санэпидемстанция нарушений не выявила, сделали заключение – все в порядке. Следом поступило обращение в ДВД. И вот этот факт нас заинтересовал – почему общественное объединение так яростно не желает видеть в Казахстане продукцию отечественного производства. Мы обратились за помощью к нашим друзьям из Компра.КЗ – это сервис проверки благонадежности компаний Казахстана - и выяснили, что ТОО «Багашар Мекен», Ассоциация производителей и потребителей автохимии Казахстана и то самое республиканское ОО «Казахстанское общество автовладельцев» являются - внимание - аффилированными лицами. Неплохая схема, чтобы кошмарить конкурентов, но возникает вопрос: неужели правоохранительным органам так сложно было ее раскрыть и выяснить обстоятельства? Почему одна компания диктует условия всему рынку? Как быть остальным предпринимателям?
«С помощью контролирующих органов нас закрыть не удалось, так эти общественники пошли уже другим путем. Они начали ездить по городам, по нашим точкам продаж и говорить, что у нас некачественная продукция, что не соответствует требованиям, нормам. Якобы она ядовитая. Они привлекали правоохранительные органы. Приходили на точки с правоохранительными органами. То есть, запугивали клиентов», - продолжает Гусельников.
Вот так, не смогли сделать все законно, и стали давить уже на клиентов и продавцов. По словам нашего героя, в Караганде и Кокшетау их продавцы неоднократно жаловались на угрозы, мол, придут люди и заберут товар. Нужно отметить, что угрозы зря не прошли. Некоторые стали бояться работать и нести ответственность, люди просто перестали покупать товар, который уже якобы не внушает доверия. В итоге – производство Виталия парализовалось.
«Мы обращались в прокуратуру, мы обращались в антимонопольный комитет, но ответа не последовало никакого. Сейчас последняя инстанция – мы обратились в администрацию президента. Надеемся, что на нас обратят внимание, на нашу проблему. Мы же в правовом государстве живем. Должны же какие-то нормы, какие-то правила быть в этих проверках. А это своего рода бандитизм. Как это еще назвать – я не знаю», - недоумевает Гусельников.
С конкуренцией предприятие Виталия уже сталкивалось, но, говорит, что она была честной. Все вместе работали и привлекали клиентов, как могли. Рецептура антифриза полностью разработана самой компанией, есть также все техусловия, согласно правилам рынка. Главное – говорит Виталий – все соответствует принятому в ЕАЭС регламенту. В этот раз – про производство Виталия говорили, что в его антифризе содержится ядовитое вещество, опасное не только для людей, но и для автомобилей. В свою очередь, Виталий утверждает, что никогда не использовал метанол в производстве.
«Метанола у нас никогда не было, у нас довольно другая рецептура, техусловия, на все компоненты у нас получены паспорта безопасности. Наша продукция безопасна для здоровья человека, и для автомобиля в том числе. У нас обращений от потребителей, о поломке авто никогда не было», - продолжает Виталий.
В начале июля этого года Виталий обратился в администрацию президента. Говорит, что надежды остается все меньше. Только вопросов тут становится еще больше: почему кому-то все удается делать очень быстро и красиво, а государственные органы и прокуратура при этом слепнут и немеют? Есть мнение, что на этот случай пора обратить внимание всем уполномоченным государственным органам, потому что так душить бизнес, просто нельзя.
Константин Харламов