Точечная застройкая главного города страны обсуждалась на Atameken Business в ток-шоу "Грани".
Inbusiness.kz приводит текстовую версию одного из фрагментов дискуссии.
Диас Еркинов:
– Какие основные проблемы, связанные с городским планированием, существуют в Казахстане?
Улыбек Киманов, урбанист:
– Основные проблемы, наверное, можно увидеть в новостях, когда люди выходят на улицы и требуют то, что им пообещали в генеральном плане. В генплане, условно, был указан парк или сквер, теперь вместо него загадочным образом строится какой-то коммерческий объект или жилой комплекс. Людям такие сюрпризы не нравятся. Соответственно, меняется каким-то образом план, который был заранее утвержден правительством, но по факту, когда ты приходишь на участок, висит паспорт объекта, который не совпадает с этим. Один из таких примеров, который меня лично обеспокоил, это была застройка линейного парка. Это участок, который сейчас используется для строительства нужд Abu Dhabi Plaza временно. Между Abu Dhabi Plaza и ботаническим садом есть участок, который зонирован под зеленые насаждения. И его назвали "линейный парк". В какой-то момент было объявлено, что теперь там будут стоять 20 или 23 высотки.
Но в итоге жителям близлежащих домов удалось добиться отмены решения о строительстве очередных ЖК на территории линейного парка. Сейчас там комфортная зона отдыха для жителей и гостей столицы.
Диас Еркинов:
– Неужели, чтобы это решение отменить и построить все как по генплану, нужно доходить до президента? Чтобы он уже говорил своим подчиненным, что так не надо делать.
Улыбек Киманов, урбанист:
– В этом и есть очень тонкий лед. Когда можно быстро поменять что-то и быстро вернуть.
Дмитрий Димов, урбанист:
– У нас никто не задумывается о том, как люди будут жить в будущем. Что будет происходить с городом в будущем? Все решения принимаются здесь и сейчас. По большому счету, город всегда занимается "тушением пожаров". Проблема в том, что застройкой города занимается частный бизнес и частные интересы всегда лоббируются.
Диас Еркинов:
– Почему все-таки это происходит? Нет компетенции у тех людей, которые принимают решения?
Дмитрий Димов, урбанист:
– Я думаю, скорее всего, в том числе. Ну и банально так получилось, что частный бизнес многое решает в современном мире. Капитал.
Максим Николайчук, сити-менеджер:
– В принципе, генплан – они изначально сделали правильный вектор развития столицы. То есть как бы город спроектировали, вектор задали. Теперь получается, что те моменты, про которые ребята говорили, какие-то вот такие "горячие точки", которые приходится постоянно корректировать, они появились из-за того, что это рынок продиктовал. Но мы – жители, мы можем повлиять на это. Мы должны стараться влиять на это не постфактум, когда уже начинают сваи забивать, а постоянно мониторить тот же генплан. У нас команда сити-менеджеров, мы периодически заходим раз в месяц в генплан, просматриваем. Где, например, должны строить социальные объекты, мы проверяем, не придумали ли строить что-то другое. Если что-то изменилось, мы сразу сигнализируем и стараемся отстоять.
Диас Еркинов:
– Есть примеры, которые вы действительно отстояли?
Максим Николайчук, сити-менеджер:
– Сейчас пока только планируется. Мы отстояли одну площадку. Это район Карасай-батыра, там собирались строить жилой дом. Активисты городские собрались и сказали нет. Мы написали письма, приводили замакима, показывали, объясняли. Просили, чтобы сделали физкультурно-оздоровительный центр. Сошлись на том, что оттуда убирают ЖК, но там оставляют под сквер, а дальше бизнес уже сам покажет, что нужно будет.
Другие фрагменты дискуссии можно посмотреть по ссылке.
Фото: SOS Taldykol, Facebook
Читайте по теме:
В Астане работают над новым генпланом города
Распределение земельных участков в Астане проходит непрозрачно – МИИР РК
Готов ли Алматы к крупному землетрясению: какие последствия несет уплотнительная застройка?