Практически все кризисы в мировой экономике за последние 75 лет случались вслед за скачком цен на нефть, однако сейчас многие аналитики видят проблему в резком падении стоимости топлива, пишет агентство Bloomberg.
Дело в том, что за последние десятилетия развивающиеся страны существенно укрепили свои позиции, и на них приходится около 40% глобального ВВП против 20% в 1990 году, по данным Международного валютного фонда (МВФ). А большинство таких стран, за исключением разве что Индии и Китая, являются крупными производителями и экспортерами нефти.
«Многие экспортеры нефти переживают очень непростые времена, - отмечает замглавы отдела исследований МВФ Джан-Мария Милези-Ферретти. - Теперь им придется серьезно сокращать бюджетные расходы, что негативно скажется на росте мировой экономики».
Экономики таких стран, как Россия и Бразилия, Нигерия и Саудовская Аравия, либо сократили темпы роста до минимальных, либо и вовсе перешли в стадию рецессии.
«Никогда бы не подумал, что я буду молиться за рост цен на нефть, но теперь я так и делаю, - сказал старший экономист банка ABN Amro Хан де Йонг. - Миру позарез необходимо повышение цен на топливо».
Ситуация усугубилась настолько, что возникла угроза дефолта некоторых стран по долговым обязательствам. В 1980-х годах, когда стоимость барреля нефти опускалась ниже $10, «нефтедобывающие страны, сумевшие избежать дефолта, были скорее исключением из правила», отмечает аналитик Oxford Economics Гэбриэль Стерн.
В частности, это касается Венесуэлы, входящей в десятку крупнейших поставщиков топлива в мире. Гособлигации страны сроком погашения в 2022 году торгуются по 38 центов к $1, а их доходность превышает 40%.
Также МВФ и Всемирный банк ведут переговоры с Азербайджаном и Суринамом о предоставлении экстренного финансирования, а Нигерия обратилась за финансовой помощью к ВБ и Африканскому банку развития.
Впрочем, не все аналитики разделяют пессимизм по поводу низких цен на топливо. Так, экономисты Федерального резервного банка (ФРБ) Далласа в январе отметили, что падение котировок, вызванное избытком предложения, повысит темпы роста мировой экономики примерно на 0,4 процентного пункта. «Это объясняется ростом расходов в странах-импортерах топлива, который превысит сокращение расходов среди экспортеров», - говорится в заявлении ФРБ Далласа.
«Фактически, у 4 миллиардов жителей Земли появится доступ к более дешевой электроэнергии и топливу, и у них появится больше свободных средств, - заявил в январе глава фонда BlackRock Лоуренс Финк. - В конечном счете это придаст импульс мировой экономике. Пусть это случится через полгода или год, но эффект будет положительным».
Кроме того, уменьшение стоимости нефти приведет к тому, что «около $3 трлн в год перейдут производителей нефти к потребителям», полагает аналитик Bank of America Франсиско Бланш. «Это может стать крупнейшим перераспределением богатства в истории», - отмечает эксперт.