Свой путь в киберспорте новичок команды начал немного позднее, в отличие от его коллег, в 2014-м он уделял компьютеру не так уж и много времени – лишь после работы. Уже с 2015 года fitch выступал в коллективах LoG и PARTY, а в 2016 начал представлять организацию TENGRi. Наибольшими достижениями Бектияра Бахытова на данный момент являются: третье место на крупном состязании Adrenaline Cyber League 2016, вторая позиция на СНГ-миноре в преддверии самого престижного Krakow Major и, соответственно, первое выступление на закрытых квалификациях – на "мажоре.
В эксклюзивном интервью с abctv.kz уроженец города Алматы fitch рассказал, как изменилась его жизнь после "вливания" в коллектив, рассказал о дедовщине в команде и озвучил ряд советов начинающим геймерам, которые хотят пробиться на профарену киберспорта.
– Как Вы пришли в киберспорт?
– В киберспорте я достаточно давно. Назвать меня молодым игроком уже нельзя, хотя выгляжу достаточно молодо, мне 25 лет. Семь-восемь лет назад, когда в Казахстане активно начали проводить турниры и было очень много команд, мне было очень интересно пробиться в элиту казахстанского киберспорта. Первым профессиональным опытом была команда TENGRI, откуда я и пришел в Gambit.
– Ожидали ли такого поворота событий?
– Желание позвать меня в команду ребята проявили еще задолго до официальной новости. Они еще не были чемпионами мира. Конечно же, для меня это звучало как мечта. Но в нее я верил до последнего, до того, как они выиграли Major в Польше. Я, конечно, радовался за ребят, но стало очень страшно, что теперь меня не возьмут в команду. Зачем чемпионам мира менять состав?! Но сразу же после этого менеджер команды прилетел в Алматы и встретился со мной. Он меня заверил, что скоро все будет хорошо.
– Уже прошло немало времени, как Вы вступили в ряды команды и провели с ними различные встречи на турнирах. Как быстро удалось найти общий язык? Кого из ребят знали до этого? Как прошел период вливания в коллектив?
– Говорить, что прошло немало времени, неправильно. Я думаю, январский Major будет определяющей точкой моей адаптации в команде. Всех этих ребят я уже знаю много лет. С Абаем мы вместе играли за "Тенгри", Рустем и Даурен – мои давние друзья. Поэтому в коллектив влиться не составило большого труда.
– Что, на Ваш взгляд, было самым тяжелым на первых порах после прихода в команду?
– По сей день очень тяжело свыкнуться с мыслью, что я играю с чемпионами мира. Каждое поражение я воспринимаю на свой счет. Но я уверен, что это пройдет, как только мы выиграем крупный турнир.
– Вы были приглашены на место, которое освободилось после ухода Zeus. Насколько тяжело или страшно было приходить в команду на его замену? Были ли на первых порах (или, может быть, они продолжаются и сейчас) сравнения с ушедшим игроком внутри команды или фанатами?
– Zeus – легенда сцены СНГ. Его знают все. Конечно же, морально тяжело приходить на его замену, ведь с ним они добились больших высот. Но он капитан по призванию. У нас с ним абсолютно разные амплуа, поэтому сильного давления по данному вопросу у меня нет. Как игрок я лучше.
– Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, как простому парню или мальчишке можно прийти в киберспорт? Что он должен делать? Как много уделять времени игре за компьютером, следить за здоровьем, нужно ли уделять время физподготовке?
– Это самый часто задаваемый вопрос! Очень много молодых ребят, которые мечтают оказаться на нашем месте и готовы делать ради этого все, что потребуется. Самое очевидное – это много тренироваться. Конечно же, не обойдется без поддержки близких людей. Если посмотреть на всех успешных геймеров – вначале никого не поддерживали, не верили, что это может приносить деньги. Мой совет: играть постоянно все онлайн-лиги, их очень много. Собрать команду и тренироваться ежедневно. Рано или поздно что-то получится. Кого-то заметят и предложат профессиональный контракт. Таких примеров очень много.
– Насколько это затратно для новичка? То есть нужно ли на первых порах вкладывать свои финансовые средства, нанимая тренера, проситься в команды или, может быть, давать взятки?
– Основные затраты для новичка – это хороший компьютер. Стоимость такой техники вместе с монитором стоит 2000-3000 долларов. 90% успеха – личное развитие: просмотр игр, постоянная практика, тайм-менеджмент. В идеале иметь тренера очень сильно поможет молодым игрокам. Но пока практика тренерства – понятие растяжимое. Любой человек, имеющий небольшой опыт, может назвать себя тренером. Это неправильно. Уверен, что в скором будущем будут тренинги и сертификация на тренера в киберспорте.
Понятие взяток, к счастью, в киберспорте отсутствует. Это как в футболе, допустим, дашь денег, чтобы тебя взяли в команду. Если у тебя нет таланта и нет никакого результата, ты в команде все равно не продержишься долго. Также на примере казахстанской команды AVANGAR, можно сказать, что киберспорт в нашей стране – самая большая и не решаемая проблема. По сути, команда из молодых талантливых ребят нашла себе спонсора и переехала в Украину. Буквально за несколько месяцев показали сумасшедший результат – выиграли СНГ отборы на Major Main Qualifier в Бостоне. Таких ребят у нас очень много, но в силу отсутствия финансирования никто не может проявить себя.
– Кто Ваши кумиры в киберспорте? Если таковых нет, то хотя бы те, с кого Вы берете пример? И почему именно они?
– Прямо явных кумиров у меня никогда не было. Конечно же, я всегда учился и смотрел игры таких игроков, как Olofmeister, fer, Neo и так далее. Но в такой игре нельзя создавать себе кумиров, ведь завтра ты можешь с ними встретиться на турнире – и будет морально сложно соперничать с ними.
– Заметно, что турниров по киберспорту, и, в частности, по CS.GO, где, собственно, Вы участвуете, очень много. Я специально не считал, сколько таковых проводится за год, но, думаю, не ошибусь, если их проходит сотни, а то и тысячи. Как решаете, в каком будете участвовать?
– Да, турниров огромное количество. Но команды топ-уровня не могут участвовать везде по простым причинам – призовой фонд и график проведения. Мы же стараемся не участвовать на онлайн-турнирах. В Интернете гораздо сложнее показать свои навыки, ведь любая неизвестная команда может обыграть кого угодно. Также для нас приоритетно знать, есть ли на том или ином турнире кто-то из сильных команд, если да, то мы принимаем приглашение. И желательно, чтобы призовой был не менее 100000 долларов.
– А теперь, если на примере простых соревнований, расскажите, пожалуйста, какие из них важнее? Может быть, проведя аналогию с Олимпийскими играми или сеткой турниров в футболе?
– Проводить аналогию с футболом не совсем корректно. Чемпионатом мира у нас может считаться любой турнир, когда в списке участников есть хотя бы пять-шесть команд из топ-10 и призовой более 300000 долларов. Да, есть чемпионаты Азии, Америки и так далее. Но в основном они проводятся для отборов на единый чемпионат мира. Также есть интересная система турнира WESG который проводит Alibaba Group. На данном турнире могут участвовать команды с единым гражданством. Проводится раз в год и имеет самый крупный призовой – 1,8 миллиона долларов.
По важности самые крупные соревнования – это серия турниров Major, который имеет финансовую поддержку от разработчиков игры Valve. Проводится два раза в год с призовым в миллион долларов каждый раз. Есть сезонная серия турниров Dreamhack, который проводится четыре-пять раз в год с призовыми по 100000 долларов. Хоть и призовой не самый крупный, но данный турнир имеет серьезный статус и влияет на рейтинг команд.
– Не так давно к вам пришел новый тренер. Как Вам он? Тяжело ли с ним, интересно ли? Меняется ли стиль игры?
– Андрей – отличный тренер и хороший человек. Он нам дает то, чего давно не хватало. Он привнес новую систему тренировок, которая идет нам на пользу. Он указывает на ошибки и преимущества каждого из нас, что позволяет развиваться и быть сильнее. В целом каждый из нас доволен.
– Если вернуться снова в команду, то кто Вы в ней? Не только в плане выступлений, но и в плане взаимоотношений?
– Действительно, у каждого из нас разные характеры. Я же выступаю в качестве главного юмориста команды и, наверное, самый активный. Это заметно и по игре, как некоторые отмечают.
– Вы часто путешествуете, приезжая на тот или иной турнир. Соответственно, не бываете дома. По чему больше скучаете? И как стараетесь справляться с этим?
– Жизнь профессионального геймера нелегкая. Самое сложное – не видеться с родными. Дома бываем одну неделю в три-четыре месяца. Особенно большая проблема в путешествиях – питание. Ни в Америке, ни в Европе нет ничего вкуснее нашей казахской кухни. Справляюсь чтением книг и просмотром фильмов – основные хобби в свободное время. Все ребята в команде читают много книг, в том числе и мотивационные. Ведь талант строится не только от постоянной практики, но и от личностного роста и развития мировоззрения.
– В каких турнирах вместе с командой планируете принять участие до конца года, к чему больше всего готовитесь и есть ли уже планы, как встретить Новый год?
– У нас три крупных турнира на носу – IEM Oakland (США), Dreamhack Winter (Швеция), Asus ROG Masters (Малайзия). После этого планируем все отправиться в теплые края и встретить Новый год там. У каждого свои предпочтения: кто-то едет на Мальдивы с женами, кто-то – с друзьями в Таиланд и на Бали. Но пока фокус на предстоящих турнирах!
Тулеубек Арынов