В Алматинской области началось строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы. Инфраструктурный проект, имеющий большое значение для развития транспортно-транзитного потенциала республики, реализуется по поручению главы государства, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу правительства РК.
В церемонии закладки первого звена ж/д полотна принял участие премьер-министр РК Алихан Смаилов.
Железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем в 2022 году превысили исторический максимум, составив свыше 23 млн тонн. С начала 2023 года показатель вырос еще на 22%. В этих условиях ж/д узел Алматы, находящийся на перекрестке основных международных маршрутов, испытывает повышенную нагрузку.
Вместе с тем реализация проекта позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу Жетыген – Казыбек-Бек, минуя станцию Алматы. В целом новая ветка снизит нагрузку на Алматинский узел на 40% и существенно сократит время доставки грузов.
Алихан Смаилов отметил, что ж/д маршрут, проходящий через пограничный переход Алтынколь – Хоргос, за последние годы показал динамичный рост.
"На данном транзитном коридоре Алматинский железнодорожный узел обеспечивает движение поездов по четырем направлениям: Шу, Актогай, Алтынколь и Алматы-2. Реализация указанного проекта значительно сократит срок доставки грузов", — сказал премьер-министр.
Он добавил, что доля местного содержания в рамках работ составит не менее 85%. В строительстве будет задействовано 1400 человек, а при эксплуатации ж/д линии — порядка 500 человек.
"Производство шпал, рельсов и трансформаторов, поставка инертных материалов, песка и щебня будут осуществляться местными компаниями", — сказал Алихан Смаилов.
В целом в процессе строительства будет уложено 130 км железнодорожных путей, построено 3 станции, 13 мостов, 5 ж/д и 1 автомобильный путепровод.
На официальном мероприятии также выступил почетный железнодорожник, ветеран отрасли Калтай Самбетов.
"Между постами Жетыген — Казыбек-Бек начинается строительство дороги, которую железнодорожники давно ждали. Эта линия имеет большое значение, так как внесет вклад в развитие экономики, рост и процветание страны. Данный ж/д маршрут существенно увеличит транзитные возможности между Казахстаном и Китаем, Центральной Азией и Россией", – сказал он.
Стоит отметить, что для обеспечения бесперебойного экспорта отечественной продукции и расширения транзита грузов в Казахстане продолжается активная работа по развитию ж/д инфраструктуры. Так, для увеличения пропускной способности строятся вторые пути на участке Достык – Мойынты. В ближайшее время планируется начать строительство железнодорожных линий Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение трех лет будет построено свыше 1300 км железных дорог.
"Сегодня мы начинаем строительство ж/д линии в обход узла Алматы. Она ускорит пропуск транзитных грузов назначением на Центральную Азию, Европу и порты Каспийского моря. Эта линия очень нужна, чтобы разгрузить узел Алматы, который сильно развился в последнее время. Особенно пригород Алматы. Промышленность развивается. Строятся транспортно-логистические центры, для которых нужна пропускная способность", — сказал заместитель председателя правления АО "НК "ҚТЖ" Канат Альмагамбетов.
По его словам, сегодня грузы, попадая в узел Алматы, задерживаются на 1,5-2 суток. Однако благодаря новой ж/д линии работа узла значительно улучшится.
"Я думаю, это сразу почувствуют все грузоотправители и грузополучатели, которые здесь обслуживаются. Эта работа ведется в рамках реализации послания президента в части развития транспортно-логистических возможностей Казахстана. Сегодня в республике создаются действительно благоприятные условия для ускоренного пропуска грузов", — отметил Канат Альмагамбетов.
Читайте по теме:
"КТЖ – Грузовые перевозки" повысит тариф на тягу в среднем на 11,4%