Новые правила ввели для казахстанских перевозчиков

374

Изменения не ограничивают право на пересечение границы, заявили в КГД.

Новые правила ввели для казахстанских перевозчиков Фото: Depositphotos

Вопросы в сфере таможенного администрирования, логистики и перевозок обсудили представители НПП "Атамекен" и комитета государственных доходов министерства финансов РК, передает inbusiness.kz.

Во встрече в Астане приняли участие представители Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, КазАТО и других союзов автоперевозчиков.

Основным вопросом стало функционирование автоматизированной системы электронной очереди CarGoRuqsat (СЭО).

В КГД проинформировали о вступлении в силу 23 сентября текущего года изменений, направленных на повышение дисциплины и эффективности работы системы.

Так, в текущем году введено гарантийное обеспечение. Мера введена в целях борьбы с недобросовестными перевозчиками, которые не используют свыше 40% оформленных бронирований. При двукратной неявке на пункт пропуска в течение 90 дней некоторая сумма удерживается в бюджет. В остальных случаях средства автоматически возвращаются.

Перевозчики получили право один раз перенести ранее забронированную очередь на другую дату и время без повторной оплаты. Однако вторичное бронирование запрещено.

Для приоритетных категорий грузов, в первую очередь, отечественных экспортеров введены специальные коридоры с увеличенной квотой. К ним относятся скоропортящиеся товары, животные, опасные грузы и гуманитарная помощь.

Внедрены технические механизмы, включающие фотофиксацию, идентификацию и автоматическую проверку данных транспорта и водителя с использованием госбаз, включая VIN-коды и страховые сведения.

Также с 26 мая 2025 года реализована возможность параллельного бронирования в различных направлениях, но не более одной активной брони на границе с каждой сопредельной страной.

Более того, поправки также закрепили за местными исполнительными органами обязанность по созданию зон ожидания вблизи пунктов пропуска для обеспечения комфортных условий водителям.

В КГД подчеркнули, что изменения не ограничивают право на пересечение, а лишь устанавливают прозрачный порядок и справедливый доступ к инфраструктуре. На сегодняшний день СЭО внедрена на 44 из 47 автомобильных пунктах пропуска.

В кодекс "О таможенном регулировании в РК" внесены дополнения, предоставляющие таможенным органам две новые функции: транспортный контроль и организация работы мобильных групп.

Таможенные органы теперь могут проводить транспортный контроль, в том числе в местах доставки товаров при завершении таможенного транзита. Контроль будет осуществляться в виде проверки и "гашения" иностранных бланков разрешений (ИБР). Вопрос о дополнительном весогабаритном контроле пока не поднимался.

Создана нормативная база для работы мобильных групп, но их запуск "висит в воздухе" из-за нерешенности вопроса о выделении дополнительной штатной численности правительством.

В НПП выразили опасения, что начало их работы может совпасть с предновогодним ажиотажем и создать сюрприз для перевозчиков.

Ситуация с бланками разрешений для КНР

В ходе встречи обсудили проблему скопления автотранспорта на пункте пропуска "Нур Жолы" в направлении КНР, вызванную дефицитом ИБР для отечественных перевозчиков.

В КГД заверили, что ведутся переговоры с профильными ведомствами Китая для обеспечения казахстанской стороны дополнительным количеством ИБР – до 1200 в день. Перевозчики, не успевшие подать заявку, смогут оформить бланки категории "С" по ранее забронированной очереди после поступления новой партии.

Налоговики рекомендуют перевозчикам временно воздержаться от поездок к пунктам пропуска до получения новой партии ИБР.

Цифровизация и ответственность в сфере таможни

Для исключения некорректного использования ЭЦП в информационной системе "Кеден" планируется внедрение биометрии идентификации личности и создание "цифрового портрета брокера". Это досье будет дополнено местом в рейтинге таможенных представителей РК, предусматривающего разделение на категории в зависимости от уровня риска.

С 17 февраля 2025 года в ИС "Кеден" реализован функционал по предоставлению ПИ (предварительное информирование) о товарах на автомобильных пунктах пропуска, что соответствует требованиям решения ЕЭК от 17 апреля 2018 года.

ПИ, которую необходимо предоставить не позднее чем за 2 часа до прибытия, используется для регистрации, прохождения контроля смежных служб и преобразования в транзитную декларацию. В КГД рекомендуют бизнесу активнее использовать этот сервис, который упрощает и ускоряет таможенное оформление.

Также был отмечен рост правонарушений среди водителей большегрузного транспорта из-за незнания законодательства: с 5 тыс. в прошлом году до более 7 тыс. в текущем.

В связи с этим транспортным ассоциациям было предложено организовать совместное обучение водителей, которое решено провести на базе учебно-методического центра КГД.

Ранее мы писали, что Казахстан направил МИД России ноты из-за ситуации с перевозчиками. В России вступили в силу изменения в закон, согласно которому иностранцам, въезжающим без визы, разрешено находиться в стране не более 90 дней в течение года. Позже ситуация была урегулирована: достигнуто соглашение, что казахстанские перевозчики больше не подпадают под действие нормы закона. 

Читайте по теме:

Сосед Казахстана неожиданно вступил в таможенный "союз" с Россией

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться