Уже разработаны и апробированы два варианта учебника с 1 по 11 классы на предстоящий учебный год. Согласно им, основной акцент при обучении детей будет сделан на развитие устной речи.
Если раньше русскоязычные классы делили на две подгруппы – "начинающая" и "продолжающая" изучать казахский язык, то теперь это будут четыре уровня. Первый – элементарный, второй – базовый, затем средний и выше среднего. Внутри них будут свои подуровни. К примеру, элементарный нулевой – для изучения в детских садиках, элементарный средний, высший и совершенный.
Согласно новой методике, большую часть занятий с детьми будут проводить в игровой форме, обыгрывать различные ситуации, с которыми они могут столкнуться в быту. К примеру, диалоги в супермаркете, в бассейне, в школе и так далее.
"Дети будут рисовать рисунки, потом обсуждать их. Составлять ситуативные разговоры, выходить на улицу и применять их. В лексическом минимуме им дается слово, с которым нужно составить простое предложение, либо словосочетание или вспомнить пословицу – сложность задания как раз зависит от уровня ученика", - поясняет один из авторов учебника, доктор педагогических наук Фаузия Оразбаева.
По ее словам, такие уроки очень нравятся ученикам, они даже просят преподавателей ничего не подсказывать им. По методике, нужно провести четыре устных занятия и один с контрольными заданиями. Кроме того, по итогам каждой четверти также будет проводиться проверка знаний, по ее результатам определят, прошел ли конкретный ученик на следующий уровень или остался в своем. Когда будут пройдены все четыре уровня, школьникам, скорее всего, будут выдаваться соответствующие сертификаты (по аналогии с TOEFL, IELTS – прим. Авт.).
"К каждому учебнику прилагаются дидактические материалы, лексический минимум, рабочая тетрадь и методички для учителей. Сами учебники очень яркие и красочные, чтобы могли заинтересовать учеников. Вообще, это новый подход к изучению языка в Казахстане, он был взят из европейских стандартов изучения неродного языка", - поясняет педагог.
На разработку нового учебника ушло 1,5 года и 7 миллионов бюджетных тенге. Книга была написана по заказу министерства образования и науки, она уже прошла апробацию в прошлом году в 41 школе страны. Кроме того, в каждом регионе были проведены семинары для учителей, чтобы научить их пользоваться учебниками.
"После этого издание прошло экспертизу в школах, ученых кругах, вносились изменения. В итоге получилось, что учебник прошел разные экспертизы 25 раз. Отзывы родителей и учителей очень хорошие, они ждут когда учебник поступит в школы. Надеюсь, его включат в школьную программу", - говорит Фаузия Оразбаева.
Мониторинг отзывов об учебнике проводили эксперты центра трехъязычного образования Национальной академии образования им. И.Алтынсарина. Директор центра Ляйля Сырымбетова рассказала, что в целом отзывы хорошие.
"Жалоб нет, по предварительным итогам в принципе положительную оценку получают от учителей эти учебники. Сам наш мониторинг будет скоро опубликован", - говорит глава центра.
Между тем, судьба учебника все еще остается неясной. Дело в том, что в прошлом году одновременно были запущены две пилотные программы. Правда, обе соответствуют описанному подходу к изучению языка, но какой из них выберет министерство пока неизвестно.
Джамиля Каримова