Новые вызовы и стратегия развития

2373

Обсуждение важнейших вопросов и проблем транспортной отрасли страны проходит на "полях" выставки TransLogistica Kazakhstan 2022.

Новые вызовы и стратегия развития

25 лет отмечает в этом году ежегодная выставка TransLogistica Kazakhstan 2022, которая стала невероятно востребованной площадкой для бизнеса, индустрии транспорта и логистики. 

Глобальные мировые геополитические изменения открыли перед нашей страной новые перспективы и возможности, но при этом возникают новые вопросы, решение которых требует неотложных мер и проявления гибкости. 

Многие годы основной интерес выставка вызывала в основном у локального бизнеса, но в свете последних событий стала одним из важнейших событий для представителей транспортной отрасли разных стран, приехавших в Алматы, чтобы решить острые, наболевшие вопросы отрасли в рамках конференций, проходивших в выставочных павильонах TransLogistica Kazakhstan 2022. 

У нашей страны и раньше были хорошие возможности для развития грузоперевозок, но глобальные изменения открывают для Казахстана новые перспективы. Об этом рассказал Олжас Арыкбаев – управляющий директор по развитию PTC Holding.

"Кардинальные изменения требуют от отраслевого бизнеса совсем иных подходов – гибкости, оперативности, мобильности. Чем оперативнее мы сможем реагировать на текущие вызовы, тем успешнее будет развитие бизнеса и отрасли в целом. 
Объем транзитных перевозок в нашей стране всегда имел положительную динамику, но, несмотря на это, есть достаточно много "узких" мест, без работы над которыми мы рискуем потерять часть транзита. 

Обсуждение острых вопросов на прошедшем форуме  и на проходящей сейчас выставке показало, что КТЖ ведет определенную работу в этом направлении, в том числе и в сотрудничестве с частным бизнесом. Можно сказать, что реализуемые планы позволят в значительной мере решить многие вопросы транзита. 

Но приоритеты КТЖ в развитии транзитных грузоперевозок негативно отражаются на рынке внутренних перевозок. И здесь важно обратить внимание на развитие альтернативных перевозчиков, готовых вложить частные средства в развитие внутренних перевозок, но для этого необходимо дать им больше свободы, особенно расширить сеть доступных для частников маршрутов", – подчеркнул Олжас Арыкбаев.

 

Выражая мнение представителей бизнеса транспортно-логистической отрасли, председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев сказал, что помимо равных возможностей для КТЖ и частного бизнеса, необходимо создание отраслевого министерства, которое будет нести не только руководящие функции, но и заниматься развитием железнодорожной отрасли.

"К сожалению, многие из реализованных бизнесом проектов сейчас простаивают, в том числе из-за отсутствия объемов внутренних перевозок, что является прямым следствием несоизмеримости тарифов на контейнерные перевозки по сравнению с универсальным парком. Развитие мультимодальных грзоперевозок решило бы эти проблемы, а кроме того, позволило бы снизить загруженность существующих линий, перевозя в контейнерах грузы, вместо того чтобы возить по загруженным линиям пустые контейнеры. 

Сейчас все отрасли перевозок – авиа-, авто- и железнодорожные,  словно живут отдельной жизнью, вследствие чего грузы в мультимодальных схемах внутренних перевозок перевозятся по транзитным тарифам. 

К сожалению, пока не получается "достучаться" до КТЖ, чтобы сделать "справедливыми" тарифы на котейнерные перевозки. При этом мы просим применить коэфициент 0,7 к пока не существующим внутренним грузоперевозкам в контейнерах, что позволило бы дать толчок этому виду доставки грузов на внутреннем рынке. Внутренние перевозки в контейнерах по Республике Казахстан сейчас равны нулю. Экспортно-импортные перевозки контейнерами занимают всего 5,4% от всего объема грузоперевозок, что несоизмеримо с показателями развитых стран. 

В условиях развития экспортно-ориентированной индустрии в стране отсутствие внятного решения этого вопроса  станет сдерживающим фактором для экономики страны", – рассказал после обсуждения вопросов на конференции Тимур Карабаев.

При этом бизнес не просит у государства помощи для строительства собственной инфраструктуры, говорит один из представителей отрасли Олжас Шилтерханов.

"Я думаю, что бизнес готов вкладываться в собственные инфраструктурные проекты, ведь контейнерные перевозки не могут работать сами по себе. Развитие экспорта в этом году заставляет бизнес быстро реагировать на изменения. Но в данное время все существующие мощности работают практически в полном объеме. И если мы получим справедливый тариф на контейнерные перевозки, то многие компании готовы вложить собственные средства в расширение инфраструктуры. 

Важно настроить диалог между бизнесом с одной строны и государственными органами и КТЖ с другой стороны. Важно, чтобы и правительство, и КТЖ слышало нас. Потенциал Казахстана уникален и огромен. По мнению признанных экспертов, у нас есть все возможности, чтобы стать главным звеном на "новом Шелковом пути", но сейчас для реализации этих амбиций КТЖ и правительству необходимо срочно сделать важные шаги. Это касается и вопросов тарифов, и вопросов включения в Транскаспийский международный маршрут новых пунктов, в частности станции Достык. 

Геополитические изменения последнего времени выявили риски, которые могут оказать огромное влияние на отрасль грузоперевозок, и в этой связи нам очень важно держать руку на пульсе, создавать альтернативные маршруты грузоперевозок". 

"Транспортная неделя" Казахстана стала в этом году для отрасли по-настоящему прорывной. Интерес представителей иностранного бизнеса к прошедшему форуму и к выставке показал огромную важность этой отрасли для экономики нашей страны. 
Остается только сделать соответствующие выводы, чтобы развитие казахстанского рынка грузоперевозок и транзитного потенциала страны не "забуксовало" в механизмах принятия решений. 

Максим Морозов