/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 399,61 Brent 36,55
Новый аким Павлодарской области поделился своими взглядами на то, как будет управлять регионом

Новый аким Павлодарской области поделился своими взглядами на то, как будет управлять регионом

Не дожидаясь традиционных ста дней.

16:59 06 Февраль 2020 2785

Новый аким Павлодарской области поделился своими взглядами на то, как будет управлять регионом

Автор:

Марина Попова

Фото: Валерий Бугаев

Сегодня, 6 февраля, на встрече с журналистами Абылкаир Скаков ответил на ряд наболевших вопросов.

Напомним, что 21 января текущего года он был назначен на должность акима Павлодарской области, сменив на этом посту Булата Бакауова. Прежний аким находится под следствием и указом главы государства был освобожден от данной должности. За этот короткий период времени ему удалось победить снежные завалы в областном центре и провести ряд приемов. Inbusiness.kz приводит цитаты с сегодняшнего брифинга.

О команде

«Кадровые изменения будут точечные. В глобальном изменении команды, думаю, нет необходимости. Но каждый руководитель должен соответствовать требованиям времени».

О мошке, гнусе и фишках

«Проблема гнуса и комаров в приоритете. Она комплексная: в данном вопросе потребуется помощь науки, не промахнуться с датой проведения мероприятий, многое зависит и от властей, и от исполнителей – подрядчиков.

Каких-то особых «фишек» у меня, наверное, нет. Считаю, что необходимо работать планово, на предупреждение проблем».

О точечных застройках

«Исторически Павлодар рассчитан на 320-350 тыс. человек. Вкруговую он заблокирован промзонами, с другой стороны – рекой Иртыш. Но развиваться необходимо. Есть программы жилищного строительства. Должны приходить инвесторы, которые бы вкладывали средства в жилье, но тут возникает проблема с земельными участками. Точечные застройки должны идти не в ущерб социальным проектам, интересам горожан, должны соблюдаться все нормы как пожарной охраны, так и природоохранные. Это должно комплексно рассматриваться.

Глава государства неоднократного говорил о необходимости проведения инвентаризации земли. Земля должна быть в экономическом обороте».

О проектах Бакауова

«Хотел бы поставить точку в данном вопросе: все проекты, которые реализуются в области, по которым были проработаны источники финансирования, спрос, сбыт, они не должны возвращаться в исходное положение. Это будет откат назад. Если проекты прошли определенные этапы утверждения, а продукция будет востребована и это позволит увеличить внутренний рынок, а если это еще и экспортно ориентированная продукция, буду продолжать данные проекты».

По гребному каналу

«На самом деле идея была правильная: создать вокруг нынешнего гребного канала соответствующую инфраструктуру, где бы население могло отдыхать в комфортных условиях. Но на сегодня есть серьезный вопрос – с прямыми источниками финансирования, по целесообразности предложенных технических решений. Данный вопрос у меня на контроле».

О переименовании областного центра

«Вопрос переименования города на повестке не стоит. Я считаю, просто как житель Павлодарской области, если бы одним переименованием города вмиг решились бы все вопросы… Надо понимать, что есть моменты расходования, смены вывесок, всей документации. Это очень большой объем работы и бизнеса, госучреждений. Это только одна сторона вопроса. Да, безусловно, есть другие вещи, связанные с исторической культурой, появлением, формированием этого города. Но мне кажется, что сейчас этот вопрос мы не должны ставить во главу угла. Это мое мнение на данном этапе. Необходимо направить все свои силы и ресурсы на решение насущных проблем жителей всей области».

О ветеранах

«Планирую, что ко Дню Победы павлодарские ветераны получат единовременное пособие в сумме 1 млн тенге. На сегодня по области их 61 человек.

Мой дед был призван на войну и в 1943 году погиб. Пришел документ о том, что он пропал без вести. Всю жизнь искали хоть какие-то документы о том, где он захоронен, и нашли только в прошлом году благодаря рассекречиванию и оцифровке главного архива, находящегося в Подольске. Я съездил в Калужскую область, нашел братскую могилу. А сколько людей еще не могут найти. Вот куда надо направить свои ресурсы и силы волонтеров».

О себе

«Бег по утрам, игра в волейбол, баскетбол, когда такая возможность предоставляется. Люблю читать книги.

Ценю в людях: порядочность, профессионализм и желание развиваться. Именно в такой последовательности».

Марина Попова

Аида Досаева: «Наша информационная машина работает примитивно»

Как вернуть доверие народа.

14 Июль 2020 08:15 415

Аида Досаева: «Наша информационная машина работает примитивно»

Почему в период пандемии информационная работа государственных органов серьезно уступает фейковым сообщениям, почему люди не верят официальной информации и что предстоит предпринять нашим властям, чтобы вернуть доверие народа хотя бы на информационном поле? На эти и другие вопросы ответила в эксклюзивном интервью inbusiness.kz руководитель агентства TAN Consulting Аида Досаева.

Аида, недавно на своей страничке в Facebook политолог Данияр Ашимбаев написал, что из-за противоречивой информации о коронавирусе люди уже не знают, чему верить и чему нет. Сегодня при ведомствах в пресс-службах работают грамотные пиарщики, некоторые из них в прошлом журналисты, так почему же они порой запаздывают с предоставлением оперативной и достоверной информации? Что это – результат зашоренности и преступно медленной работы госорганов?

То, что государственные органы серьезно запаздывают с предоставлением важной для народа информации, объясняется рядом причин. Прежде всего, это связано с долгими внутренними процедурами одобрения, а это сказывается на сроках выхода в свет того или иного комментария или сообщения. Во-вторых, на скорость выхода информации огромное влияние оказывает место и роль пиарщика в иерархической системе, то есть речь идет о том, подчиняется ли он напрямую первому лицу в организации.  

Насколько мне известно, в наших государственных органах, коммуникаторы (руководители или сотрудники пресс-служб. – Прим. автора) очень редко удостаиваются чести быть отчетными первым лицам, входить в стратегические комитеты по рискам и иные важные комитеты, от которых зависит непрерывность продолжения работы организации.

Насколько мне известно, в министерствах и ведомствах отсутствуют полноценные департаменты коммуникаций. Здесь чаще функционирует пресс-служба с усеченными обязанностями, которые сводятся в основном к работе со средствами массовой информации. У пресс-служб отсутствует коммуникационная стратегия, антикризисные коммуникации, нет полноценной внутренней коммуникации с другими департаментами.

Например, в акиматах есть пресс-служба, а также есть департаменты внутренней политики. Мне не понятно такое разделение. Считаю, что функции пресс-служб и внутренней политики должны быть объединены в департамент стратегических коммуникаций. Когда-то давно говорила об этом с одним из руководителей акимата, который ответил, что департамент внутренней политики отвечает за идеологию, а пресс-служба – за связь со СМИ. Удивительно, что он даже не подозревал, что идеология – это и есть основа любых, тем более массовых коммуникаций.

Мой опыт работы с органами государственной власти показывает, что во многих государственных компаниях и учреждениях отсутствуют коммуникационные стратегии. Поэтому нет ответов на основные вопросы, на которые должна отвечать стратегия: зачем коммуницировать, то есть цель коммуникации, кому коммуницировать (аудитория), что коммуницировать (сообщение), где коммуницировать (каналы), как коммуницировать (формы и приемы).

Время, которое мы проживаем сегодня, поставило перед всеми пиар-службами или пресс-службами новые вызовы. COVID-19 – это новая реальность, которая кардинально изменила всю нашу жизнь и заставила задуматься над такими вопросами: как мы общаемся с населением, с клиентами и партнерами, как надо лечиться, как беречь здоровье родных и близких и т. д.

Поэтому сегодня компании, госорганы, особенно это касается министерства здравоохранения и местной исполнительной власти, должны срочно задуматься о принятии новых коммуникационных стратегий, пересмотреть устаревшие подходы, стараться быть честными и открытыми, насколько это возможно. Сейчас выиграют те, кто быстрее сориентируется и подготовится к новым реалиям.

Пока мы видим, что наши государственные органы оказались не готовы к работе в новых условиях. На днях я провела опрос в нескольких профессиональных сообществах, среди которых были и пиарщики. Основные причины того, что государственная информационная машина не справилась с вызовами времени, – это отсутствие информационной стратегии (70% опрошенных), и неготовность к кризисным ситуациям (60% опрошенных).

Вы сказали, что одна из главных причин госорганов в информационном поле – это отсутствие четкой стратегии по информационной работе. Но, скорее всего, какие-то схематичные планы работы у тех же компаний и министерств все же имеются. И мы видим, что люди выражают недоверие информации о действиях правительства в такое кризисное время, как борьба с коронавирусом… Что скажете на этот счет?

Справедливости ради хочу отметить, что государственные органы не только у нас, но и во всем мире столкнулись с проблемой реагирования на угрозу вируса COVID-19. Конечно, власти реагировали на эти вызовы по-разному. Но чаще всего двумя способами. Во-первых, огромные средства бросались на обеспечение населения лекарственными препаратами и на создание вакцин. Во-вторых, правительства большинства стран вводили различные меры, направленные на сдерживание распространения вируса, начиная от поощрения правил элементарной гигиены до блокировки целых городов и регионов и закрытия общественных мест, таких как школы, торгово- развлекательные центры, предприятия общепита и другое.

На мой взгляд, основная проблема государственных органов заключается в том, что они не могут полностью контролировать ситуацию и свое воздействие на угрозу коронавируса.

Причины в каждом конкретном случае различны. Для одних стран это неэффективный бюрократический аппарат, коррупция, отсюда и недоверие населения. В таких автократических странах, как Китай, люди вынуждены следовать правительственному диктату, поскольку опасаются последствий в случае неповиновения, и эта практика работает, как показывает опыт КНР, Вьетнама и других стран.

В демократических государствах правительства не могут контролировать людей таким образом. Они просто полагаются на своих граждан, на их сознательность, ответственность и готовность прислушаться к информации и указаниям, предлагаемым государственными должностными лицами.

Что касается Казахстана, то ситуация осложняется тем, что люди потеряли веру в государственный аппарат. Среди причин более четверти опрошенных назвали следующее: надоело слушать неправду, госорганы не в состоянии контролировать ситуацию, отсутствие элементарных обязательных услуг в здравоохранении.

Также следует принять во внимание такие культурные особенности, как отсутствие дисциплины и сознательного, ответственного отношения к своим согражданам. Социальная дистанция, ношение масок, отказ от увеселительных мероприятий – эти те простые меры, которые могли бы значительно снизить распространение вируса.

На фоне недоверия к государственным органам появилось много фейковой информации, хотя, как правило, в период таких вот вызовов больше доверия, напротив, должно было быть в идеале к официальной информации…

Фейковые новости распространяются там, где у населения нет признанных авторитетов, где нет доверия и где отсутствует критическое мышление у большой части нашего населения. Важно не вестись на любую информацию, которую вы получаете в социальных сетях и через мессенджеры.

«Подвергай сомнению все, что ты получаешь через мессенджеры, соцсети и другие каналы коммуникации», – такой лозунг я бы рекомендовала нашим гражданам.

У фейков, как и у любого другого месседжа (послания), есть определенные цели и задачи. Основная задача – усилить страх, веру в что-то сверхъестественное, и затем, завладев вашим вниманием, попытаться продвинуть что-то нужное.

Это может иметь под собой коммерческий, политический и иные другие интересы. Поэтому я бы рекомендовала не торопиться к действию, когда вы получаете информацию такого рода, например, рассылать эту информацию своим друзьям и знакомым, размещать ее в социальных сетях.

Сначала нужно все проверить, для этого есть специальные сервисы, порталы. Если речь идет о чем-то важном, заслуживающем внимания или от этого зависит жизнь, можно обратиться в factcheck.kz. Есть и другие сервисы, например сервис Kompra как инструмент для фактчекинга.

Ну, конечно же, в распространении фейка нельзя исключить влияние стресса. К такой ситуации страха и неопределенности, которая возникла в связи пандемией, мало кто оказался готов.  

Понятно, что население должно иметь критическое мышление. Но оно срабатывает только в отношении официальной информации. Почему власти конкретно проигрывают в доверии тем же фейк-новостям в борьбе с ковид? Как, на Ваш взгляд, можно было бы исправить ситуацию?

Давайте начнем с того, что люди во всем мире часто не доверяют официальной информации и государственным деятелям. Казахстан – не исключение. Цифры, озвученные министрами, членами правительства, часто рассматриваются предвзято, сквозь призму личного опыта и как отражение скрытых личных или групповых интересов и повесток, поэтому и не рассматриваются как объективные.

В то же время информация, представленная другими, незаинтересованными группами влияния, может быть принята на веру более легко. Например, по данным недавних исследований, только 26% населения Великобритании доверяет информации правительства и считает, что оно было честным при представлении официальной статистики. Эта цифра возрастает до 85%, когда информация предоставляется независимым Управлением национальной статистики.

Это говорит о том, что одним из способов преодоления сопротивления общественности является поиск надежных источников для представления информации и каналов ее распространения. У меня нет достоверной информации опросов населения, и сложно сказать, кому сегодня точно доверяют казахстанцы, а это очень важно при разработке коммуникационной стратегии.  

42% респондентов моего опроса доверяют информации проверенных докторов, поэтому можно начать коммуницировать через проверенных докторов. Кроме этого, можно использовать лидеров мнений в социальных сетях, докторов, которые являются авторитетами, например, для мамаш. В целом в вопросах здравоохранения стоит обращаться к тем, кто пользуется авторитетом у женщин, потому что именно они, как никто другой, определяют будущее семьи во всех аспектах: что носить, кушать, чем лечиться и т. д.

При рассмотрении коммуникаций на вызовы COVID-19 правительству необходимо учитывать, как, вероятнее всего, отреагирует общественность, лидеры мнений на тот или иной месседж (посыл) или то или иное действие и какую роль может сыграть доверие в формировании их восприимчивости и соответствия.

Например, прежде чем освещать какое-либо решение, необходимо его протестировать. Например, решение о том, что отчетность по умершим от COVID-19 будет на ежемесячной, а не ежедневной основе. Это решение вызвало негатив и очередную порцию недоверия со стороны населения, как попытка умолчать о реальных жертвах.

Тем не менее мы не должны предполагать, что низкий уровень общественного доверия к политикам обязательно должен ограничить правительственные инициативы. Например, государственным органам в Италии удалось предпринять самые решительные действия в борьбе с COVID-19 и добиться результатов, несмотря на то, что у граждан Италии один из самых низких рейтингов доверия к своему правительству.

Аида, в Ваших ответах ключевая причина – «это отсутствие доверия». А как его добиться тем же госорганам?

Обращусь снова к результатам своего недавно проведенного опроса. Не буду перечислять все, а приведу лишь основные результаты. Для восстановления доверия респонденты считают, необходимо сделать следующие шаги: первое – это кардинальные политические реформы, выборность и т. д. Во-вторых, грамотное профессиональное и честное госуправление. В-третьих, ввести наказание за фейковые посты и распространение ложной информации. В-четвертых, признаться в ошибках и начать говорить правду. В-пятых,искоренить коррупцию (опыт Ли Куан Ю) и назначить новые кадры, так называемую «свежую кровь».

Доверие начинается со знаний – знаний о том, что делается, кто делает, почему делает и какая будет от этих действия польза. Пока казахстанская информационная машина работает достаточно примитивно. В стране нет настоящих лидеров мнений, особенно в здравоохранении. Не снято ни одного фильма или сериала о буднях врачей, их работе, жизни, о том, как развивается медицина.

Нет документального кино, практически нет репортажей о работе врачей. Населению ничего или мало известно о работе научно-исследовательских институтов, о разработках в сфере медицины, если они вообще существуют в реальной жизни. А коммуникации – это отражение текущей действительности, если ничего не происходит в отрасли, значит, не о чем и говорить. Кстати, по данным моего опроса, информации на сайтах минздрава и управлений общественного здравоохранения доверяют чуть больше 3,5% респондентов, в то время как информации на страницах друзей доверяют 16,7%.

Отсутствие доверия уже привело к тому, что родители в некоторых странах, в том числе и в Казахстане, открыто игнорируют официальные рекомендации по вакцинации. Это привело, например, к общему росту числа случаев кори во всем мире. Многие люди не воспринимают информацию по вопросам, связанным с риском употребления, например, генетически модифицированных продуктов питания, если они не доверяют правительству и регулирующим органам, которые говорят о вреде употребления таких продуктов.

Если сейчас, например, ради эксперимента выйти на улицу и спросить, кого из докторов знает наше население, кому доверяет в области лечения того или иного заболевания, то уверена: очень маленький процент назовет имена наших казахстанских докторов. Например, могу назвать только несколько докторов: Пя, Бектурганов, Арынов. Кстати, наши респонденты также назвали всего несколько имен – это доктора Киреев, Локшин, Шорман, Хегай, Пя, Бердиходжаев, Шинкаренко. Большинство респондентов назвали российских врачей и врачей из соседнего Кыргызстана.

Недавний салют в честь Дня города власти столицы объяснили тем, что хотели якобы поддержать казахстанцев. Но именно этот салют на фоне страшной статистики о смертях в больницах страны вызвал оправданное возмущение среди казахстанцев. Особенно это отразилось в социальных сетях. Почему никто из грамотных пиар-специалистов, работающих в столичных учреждениях, не могли предположить такое негативное восприятие обществом и не остановили власти города от такого неразумного решения? Королева Елизавета сочла несовременным салют в своей стране в период пандемии. Почему наши пиарщики не смогли обыграть и использовать аналогичный ход в случае отказа от салюта и тем самым помочь избежать властям города и страны раздражение у народа таким вот «своим праздником во время чумы»?

Видимо, потому что пиар-специалисты в органах государственного управления не имеют должного авторитета, чтобы оказать влияние на принятие решения. Считаю, что в органах государственного управления должны работать не просто пресс-секретари и даже не пресс-службы. Это должны быть полноценные департаменты стратегических коммуникаций, которые будут отвечать за имидж и репутацию организаций, а также за снижение последствий любого рода рисков, которые могут привести к негативным последствиям.

Но у нас сегодня ведь достаточно уже специалистов, получивших образование по президентской программе «Большак» в зарубежных вузах именно в сфере пиар-технологий! Так почему же они не могут использовать полученные знания в полном объеме?

Дело совсем не в том, где и как специалист получил образование. Дело в здравом смысле, логике и аналитике. Если бы все зависело от выпускников программы «Болашак», у нас давно все было бы очень хорошо.

Здесь важны такие качества, как умение анализировать риски и факты, не упускать детали, предвидеть последствия, разрабатывать стратегии по снижению негативных последствий репутационных рисков. Кроме этого, важно быстро учиться, в том числе новым технологиям. Не буду оригинальна, если скажу, что нужны креативность, умение генерировать контент, нужный ключевой аудитории. Еще раз повторюсь, пиар, коммуникации – это такая же корпоративная функция, как, например, финансы. Пока мы не поймем, что коммуникации важны, мы не сдвинемся с мертвой точки!

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Казахстанских дипломатов обяжут знать иностранные языки

Ранее данное требование не было законодательно закреплено.

30 Июнь 2020 11:15 1131

Казахстанских дипломатов обяжут знать иностранные языки

Казахстанских дипломатов обяжут знать иностранные языки. МИД инициировал дополнения в закон о дипломатической службе. Проект закона размещен на площадке нормативно-правовых актов.

Так, в части поступления на службу в органы дипломатической службы вносится изменение, согласно которому на дипломатическую должность может быть назначен гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее образование, свободно владеющий государственным, русским и иностранным языками и обладающий для выполнения возложенных на него обязанностей соответствующими деловыми, моральными, профессиональными качествами и состоянием здоровья. Ранее было достаточно знания государственного и русского языков.

В пояснительной записке сказано, что Н. Назарбаевым по итогам заседания расширенной коллегии МИД в марте 2016 года было дано поручение принять меры по совершенствованию деятельности центрального аппарата МИД и загранучреждений РК, продолжить работу по совершенствованию кадровой политики и повышению профессионального уровня сотрудников МИД. В этой связи в целях реализации поручения в рамках повышения требований к гражданам, желающим поступить на работу в органы дипслужбы, предлагается ввести требование по владению иностранным языком, что является необходимым для выполнения задач, возлагаемых на внешнеполитическое ведомство в части налаживания и укрепления сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями.

Отметим, ежегодно госорганы в общие расходы ведомств закладывают затраты на представительские расходы, связанные с проведением деловых встреч, заседаний совета директоров, ревизионных комиссий и др. В inbusiness.kz изучили статистику по данным расходам за прошедший год. Так, в 2018 году министерство иностранных дел предсказуемо возглавило рейтинг по расходованию средств на представительские расходы. МИД потратил на эти цели почти миллиард тенге – 980 млн тенге.

Также, по данным министерства финансов, ежегодные расходы государства на приобретение транспортных средств исчисляются миллиардами тенге. Так, к примеру, в 2018 году из средств республиканского бюджета на машины чиновников Казахстана было потрачено 99,5 млрд тенге, местный бюджет приобрел авто на сумму 23,7 млрд тенге. Одним из наиболее оснащенных автотранспортом госорганов является министерство иностранных дел. Согласно данным по инвентаризации на сайте госреестра, в посольствах Казахстана за рубежом в 2017 году значилось 607 машин, в 2018 году их количество сократилось до 510 единиц. Здесь можно почитать, на чем представляют интересы Казахстана за рубежом.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!