Исламская Республика Иран получит прямое сообщение с Китайской Народной Республикой через территорию Исламского Эмирата Афганистан. Ранее наш сосед по Каспию в основном использовал автомобильный коридор "Западная Европа – Западный Китай" в Казахстане и порт Актау на Каспийском море, передает inbusiness.kz.
В разгар вялотекущей мировой "войны коридоров" иранские СМИ объявили о запуске нового коридора Иран – Афганистан – Китай. Это событие бросает вызов администрации Трампа, которая, по сведениям Reuters, в рамках кампании "максимального давления" рассматривает возможность остановки и досмотра иранских нефтяных танкеров в море. Поскольку ж/д линия находится далеко от любых американских военных объектов, Иран может спокойно экспортировать нефть и импортировать товары из Китая, даже если морская торговля будет нарушена.
"Открыт новый железнодорожный маршрут Иран – Афганистан – Китай. Компания Datvan объявила об открытии нового железнодорожного маршрута, соединяющего Иран, Афганистан и Китай. В ближайшее время железнодорожный флот Datvan полноценно соединит железные дороги Китая и Ирана", – сообщило издание "Свободный Иран".
Иранский журналист-международник Хаял Муаззин опубликовал видео первого железнодорожного состава с цистернами, наполненными черным золотом, отправившегося по этому маршруту.
"Открыт новый маршрут из Ирана в направлении Афганистана и Китая компанией Datvan. В скором времени железнодорожный флот Datvan соединит железные дороги Китая с нашей дорогой родиной – Ираном. Этот путь сыграет важную роль в укреплении экспорта, импорта и транзита страны, а также закрепит место Ирана в региональной торговле", – прокомментировал сам Муаззин.
90% иранского экспорта в КНР составляют нефтепродукты, такие как нефтехимия, нефтепродукты и газы, а также продукция горнодобывающей промышленности. Новый маршрут предлагает жизненно важное решение на случай непредвиденных обстоятельств, которое защитит двустороннюю торговлю от щупалец американской гегемонии, подчеркивает Iran.ru.
В последние годы Китай и Иран расширили торгово-экономические отношения. Обе страны разделяют стратегический подход к противодействию глобальному доминированию США, поскольку на протяжении многих лет сталкивались с санкциями и другим давлением со стороны Америки. Иран является частью китайской инициативы "Один пояс, один путь" (BRI), направленной на восстановление сухопутных торговых путей – Великого Шелкового пути.
Если посмотреть на карту, то территория Афганистана граничит с Китаем по узкой полосе земли, вытянутая, словно коровий хвост с лохматой "кисточкой". Эта полоска, называемая Ваханским коридором, длиной около 91 км, разделяет Таджикистан и Пакистан от Китая и соединяет Афганистан с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР.
Иран давно жаждет и стремится восстановить прямое сообщение с Поднебесной через территорию Афганистана, которое существовало с древних времен. Реализации этой мечты способствовало установление относительного мира и стабильности в Афганистане.
"Ускорено строительство в Афганистане четвертого участка железнодорожной линии Хаф – Герат. Этот маршрут придаст новый импульс новому стратегическому маршруту между Китаем и Европой, который пройдет через территорию Ирана и устранит посредников в лице Азербайджана и Казахстана из маршрута коридора. По сообщению "Тасним новости" со ссылкой на информационное агентство "Фарс", железнодорожное сообщение между Ираном и Афганистаном осуществляется по железной дороге Хаф – Герат", – пишет Tasnimnews.com.
Протяженность железной дороги Хаф – Герат составляет 225 километров. Из них 78 км проходят по территории Ирана, остальные 147 км – по территории Афганистана.
Строительство ж/д линии от крупного иранского города Хаф до крупного афганского города Герат началось еще в 2007 году сразу на всех четырех участках. Три участка маршрута протяженностью 140 км были построены как единая линия под ответственностью Ирана. Остальные 85 км, финансируемые Афганистаном, остались незавершенными.
После окончательного ввода в эксплуатацию четвертого участка линии по данному маршруту между Ираном и Афганистаном ежегодно будет идти 3 миллиона тонн экспорта и импорта товаров и 1,7 миллиона тонн транзита. При полной загрузке этой линии для целей международного коридора Иран – Афганистан – Китай объем транзитных перевозок может многократно увеличиться.
Иранские эксперты отмечают, что прямой маршрут, исключающий другие страны-посредники, имеет множество экономических преимуществ. Во-первых, грузы будут доставляться быстрее чем обходными путями. Железнодорожный транспорт сокращает время доставки товаров до 15 дней по сравнению с 30 днями при доставке морским путем.
Во-вторых, расширится экономический обмен между странами, установятся прямые контакты между госорганами. Ответственным министрам и официальным лицам трех государств придется чаще встречаться, вести постоянные переговоры по текущим вопросам.
В-третьих, нынешние медлительные автомобильные перевозки будут переведены на железнодорожный транспорт. В-четвертых, Афганистан сможет напрямую поставлять свое минеральное сырье в Китай и Иран, а также в дальние страны через иранский порт Чабахар.
В настоящее время движение по сухопутному железнодорожному коридору между тремя странами в некоторых местах перекрывается узкими "горлышками". Тем не менее данный маршрут имеет потенциал для того, чтобы в будущем стать обширной транспортной артерией.
Заместитель министра дорог и городского развития Ирана Хушанг Базванд напомнил, что два из четырех участков железнодорожной линии Хаф – Герат находятся в Иране, остальные два – соответственно в Афганистане. Из них строительство трех участков Тегеран завершил в 2020 году. Вследствие бегства избранного президента Афганистана в 2021 году и прихода к власти движения "Талибан" эксплуатация железнодорожной линии столкнулась с проблемами.
Однако, по словам замминистра Базванда, теперь, в соответствии с достигнутыми между двумя странами договоренностями, Иран самостоятельно завершает дополнительные работы на четвертом участке и устраняет дефекты железнодорожной линии. Таким образом, осенью этого года железная дорога будет приведена в состояние, пригодное для эксплуатации механизированной техники.
Кроме того, по словам Базванда, новая железнодорожная линия Захедан – Милак между двумя странами также приобрела стратегический характер. Ее первый участок, железная дорога Чабахар – Захедан, будет завершен к концу 2025 года.
По мнению иранского эксперта по транспорту и транзиту Карима Наини, Хаф – Герат не только соединит Иран и Афганистан по железной дороге, но и завершит реализацию нового межконтинентального железнодорожного маршрута "Восток – Запад" протяженностью 2000 километров, который пройдет в обход Казахстана и Азербайджана и соединит Китай, Узбекистан, Афганистан, Иран, Турцию и Европу.
"Это имеет историческое значение. Будучи страной, не имеющей выхода к морю и не имеющей доступа к мировому океану, Афганистан получит безопасный путь для торговли с остальным миром, соединившись с железнодорожной сетью Китая, Ирана и его южными портами. Это позволит ему вести торговлю с другими странами, получать доход от транзита и улучшать благосостояние своего народа", – сказал Наини.
Новая линия, являющаяся частью развивающегося коридора "Восток – Запад", соединяющего Китай с Ираном, прибрежными государствами Персидского залива, Африкой и Европой, представляет собой один из безопасных торговых путей в настоящее время.
Иранский эксперт предположил, что одна из ветвей нового межконтинентального коридора достигнет Каспия через иранскую железнодорожную сеть, а затем напрямую из иранских портов выйдет в российские порты, то есть соединится с международным коридором "Север – Юг" (Каспийский бассейн, РФ и Северная Европа).
Другая ветка, вероятно, будет объединена с коридором "Восток – Запад" ТРАСЕКА (Турция и Южная Европа). Еще одна ветка будет транспортировать грузы, перевозимые по железной дороге из Китая, Афганистана и Ирана, в Персидский залив через порт Бендер-Аббас на юге Ирана, а также в Индийский океан через южный порт Чабахар.
Очевидно, все эти ветки обойдут территорию Казахстана, оставляя его вне международного маршрута. Поэтому, чтобы не остаться в стороне, Казахстан ищет способ подключения к этим новым направлениям.
Недавно Казахстан и Афганистан достигли договоренностей о строительстве железной дороги Тургунди – Герат. Тургунди (так пишется в документе, но в оригинале Торгунди), пограничный город на севере провинции Герат в Афганистане, расположен на левом берегу Кушки на границе в Туркменистаном. В городе имеется одноименная железнодорожная станция. Связан железной дорогой с туркменским городом Серхетабад.
Казахстан же намерен построить новую железную дорогу, которая соединит афганский город Торгунди с крупным афганским городом Герат. Соглашение было подписано в ходе визита казахстанской делегации во главе с вице-премьером – министром национальной экономики Сериком Жумангариным в Афганистан.
В апреле 2025 года был подписан протокол между министерством торговли и интеграции РК и министерством общественных работ Афганистана о намерениях, закрепляющий заинтересованность в участии в строительстве железной дороги Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак.
"Продолжением достигнутых договоренностей станет заключение соглашения о сотрудничестве в области транспорта и логистики, в рамках которого будет определено начало строительства железнодорожной линии на участке Тургунди – Герат, необходимой инфраструктуры, а также транспортно-логистического центра в городе Герат", – пояснили в правительстве Казахстана.
Проект имеет особое значение для Казахстана в плане расширения региональной транзитной взаимосвязанности, укрепления транспортно-логистических связей между Центральной и Южной Азией, обеспечения Казахстану доступа к портам Индийского океана. По данным правительства, новая жд линия станет ключевым звеном будущего транснационального коридора, проходящего через территорию Афганистана и обеспечивающего кратчайший маршрут для грузоперевозок в южном направлении.
Подписанный протокол предусматривает проработку возможности создания совместного предприятия между железными дорогами Казахстана, Афганистана и Туркменистана в юрисдикции МФЦА.
Строительство Казахстаном железнодорожной линии в Афганистане предусматривает одновременно и прокладку вдоль нее оптоволоконного кабеля. Создание ВОЛС направлено на улучшение организации работ и безопасности движения поездов, в том числе их управления, за счет подключения связи и Интернета, а также на развитие цифровой инфраструктуры вдоль транспортного коридора. В перспективе это увеличит возможность подключения к высокоскоростному Интернету и населенных пунктов вдоль железной дороги.
Читайте по теме:
Узбекистан начал "экспансию" на территорию Афганистана