Новый многомиллиардный ГЧП-контракт на строительство школ объявили в столице

2497

​Главный вопрос – насколько он будет конкурентным после скандальных проектов BINOM, реализованных BI Group методом ГЧП и не встретивших на конкурсах реальных альтернатив.

Новый многомиллиардный ГЧП-контракт на строительство школ объявили в столице

Новый тендер по строительству и эксплуатации школ в Нур-Султане по схеме государственно-частного партнерства был объявлен в августе на сайте Казахстанского центра ГЧП. Конкурс проводится управлением строительства акимата столицы в два этапа. В требованиях запрашивается возведение двух школ по 2 тыс. мест, то есть максимум на 4 тыс. учеников в целом, в двух лотах с предоставлением участков на пересечении улиц Е796 и Е899 и в районе улицы Е669.

Период реализации проекта ГЧП заложен на 72 месяца, из которых от 12 месяцев может длиться строительство, а период эксплуатации возможен сроком от пяти лет. Эти сроки являются ориентировочными и прогнозными, подчеркивается в объявлении. Заинтересованные потенциальные частные партнеры должны подать техническое предложение, разработанное в соответствии с техзаданием, и квалификационные документы до 28 сентября.

Отметим, что до этого аналогичное объявление с такими же требованиями и сроками, только для строительства одной школы на 2 тыс. мест на пересечении улиц А129, А102, А108, управление публиковало в начале июня со сроком сбора заявок 5 августа.

Главным вопросом в этих ГЧП-тендерах, конечно же, остается реальная их конкурентность и состязательность, учитывая сложности управления ГЧП-проектами в общеобразовательной сфере, где финансовые риски высоки и требуется гарантия обеспечения возвратности проектного финансирования через компенсацию инвестзатрат, обеспечение платы за доступность со стороны акимата и выделение образовательного госзаказа в АО "Финансовый центр" в виде подушевого финансирования.

Напомним, что безальтернативная реализация проектов ГЧП-школ BINOM в Нур-Султане в 2020-2021 годы строительной компанией BI Group, которая получила эти заказы от акимата путем прямых переговоров в рамках объявленных ГЧП-тендеров, вызвала массу вопросов у общественности, СМИ и счетного комитета из-за их сметной стоимости, бюджетного софинансирования, субсидирования со стороны "Даму" и схемы возмещения инвестзатрат и покрытия эксплуатационных издержек через плату за доступность и подушевое финансирование в рамках общеобразовательного госзаказа.

В целом у наблюдателей возникло ощущение, что неконкурентные ГЧП-конкурсы по строительству школ в Нур-Султане проводились для обхода процедуры госзакупок. Ведь в реальности, кроме проекта BINOM BI Group, каких-либо альтернативных заявок с проектами ГЧП-школ от других строительных компаний или же потенциальных инвесторов на предыдущих объявленных ГЧП-конкурсах по возведению школ в столице не раскрывалось.

Отметим, что за последние месяцы в правительстве несколько раз рассказывали, что подготовленные поправки в законодательство в сфере ГЧП увеличат открытость планирования и реализации ГЧП-проектов, а для исключения монополизации при их выполнении предлагалось обязательное согласование с агентством по защите и развитию конкуренции.

В последнее время из-за реального дефицита учебных мест в СМИ постоянно насаждается информация о необходимости строительства новых школ в Нур-Султане с участием частных инвесторов. Однако с ростом числа школьных ГЧП-проектов в столице есть риск, что при таком количестве школ, построенных по схеме государственно-частного партнерства, затраты на их содержание у столичного и республиканского бюджетов будут расти в геометрической прогрессии. Тем более с учетом того, что количество учебных дней было увеличено, а значит, вполне возможно, что и подушевое финансирование в рамках образовательного госзаказа у частных школ может вырасти.

Между тем, к примеру, четыре школы BINOM в столице в середине июля имели, согласно выкладке АО "Финансовый центр", подушевое финансирование только на 15 107 учеников вместо 16 тыс. максимально возможных, что, вероятно, говорит об оставшемся потенциале в наборе учащихся.  

Здесь стоит отметить, что уже в 2022 году, к примеру, государство выделило частным школам по всей стране 75,7 млрд тенге, эта сумма удвоилась с уровня 2021 года в 39,6 млрд тенге. Для сравнения и понимания масштабов их финансирования – в многомиллионном Алматы 201 из 207 школ в этом году выделяется подушевое финансирование в рамках образовательного госзаказа на 71,1 млрд тенге.

К слову, в 2021 году в южном мегаполисе планировалось реализовать проект ГЧП по строительству четырех школ. Однако в 2022 году он был приостановлен из-за увеличения его стоимости на 45%. Тогда предлагаемая потенциальными инвесторами смета строительно-монтажных работ выросла с 18,2 млрд тенге в 2021 году до 26,4 млрд тенге.

Данияр Сериков

На фото: строительство школы в Нур-Султане (Instagram Алтая Кульгинова)