К началу июня текущего года ожидается укрепление спроса на топливо на внутреннем рынке Казахстана за счет активизации автоперевозок, что приведет, в свою очередь, к новому росту цен на ГСМ на фоне остановки Шымкентского НПЗ на плановый ремонт, заявил главный редактор ценового агентства "Аргус" Рауф Гусейнов, выступая в ходе онлайн международной конференции "Аргус. Рынок нефтепродуктов – 2021".
Он напомнил, что стоимость бензина с начала текущего года в Казахстане стабильно росла. При этом рост произошел как в крупнооптовом сегменте, так и на АЗС республики.
"Две основных причины роста цен на топливо в I квартале текущего года – это рост мировых котировок на нефтепродукты и длительный ремонт на Атырауском НПЗ, вызванный выходом из строя некоторых установок завода по причине сбоя в электроснабжении", – подчеркнул г-н Гусейнов.
По информации эксперта, в I квартале 2021 года загрузка сырьем трех крупных НПЗ Казахстана выросла, несмотря на снижение объемов добычи нефти в целом по стране.
"Снижение добычи нефти в первые месяцы текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года связано с обязательствами Казахстана в рамках соглашения ОПЕК+, что привело, в свою очередь, к сокращению экспортных поставок сырья, но позволило в то же время поддержать уровень загрузки нефтеперерабатывающих заводов республики", – отметил г-н Гусейнов.
Он также напомнил, что в I квартале текущего года наблюдался рост цен на дизтопливо. В апреле текущего года были зафиксированы крупные поставки дешевого дизеля из Орского НПЗ в Казахстан, что ограничило спрос на поставки этого продукта с местных заводов. В то же время, по его информации, в I квартале текущего года в целом импорт дизтоплива из России в республику сократился на 25 процентов.
"В связи со сложившейся ситуацией национальная компания "КазМунайГаз" для стимуляции экспорта собственных нефтепродуктов в дальнейшем предложила отменить экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов", – напомнил эксперт.
По его информации, в текущем году в Казахстане ожидается резкий спрос на потребление битума. Это связано с большой программой строительно-дорожных работ и ростом импортных поставок этого продукта, в первую очередь из России.
"Спрос на дизельное топливо в I квартале достиг того уровня, который предшествовал пандемии и постепенная стабилизация спроса и на бензин на внутреннем рынке страны позволит казахстанским компаниями в 2021 году избежать обвального падения спроса, который наблюдался в середине 2020 года. Но это будет лишь в том случае, если не будут вводиться новые ограничения из-за коронавируса", – сказал г-н Гусейнов.
По его мнению, на фоне восстановления спроса на бензин и дизтоплива, вероятнее всего, что с насыщением внутреннего рынка Казахстана к концу года республика сможет вернуться к практике выделения квот на экспорт ГСМ.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!