В Шымкенте презентовали новейший самолет "Боинг 737 Макс 8", заказанный и специально построенный для казахстанской авиакомпании SCAT в Сиэтле, США, всего за три месяца. Он обошелся отечественному авиаперевозчику в 115 млн долларов. На торжественную встречу пассажирского лайнера в аэропорту собрался весь коллектив Ската и члены их семей, местные власти, крупные бизнес-фигуры региона, представители комитета гражданской авиации.
В честь грандиозного события встречали новый самолет прямо на взлетно-посадочной полосе. Из Сиэтла, где построили лайнер, в Шымкент он прибыл после 16-часового перелета, преодолев 10 тысяч километров. Потребовалась лишь одна дозаправка в Рейкьявике (Исландия). Именно это, пояснили в компании, и является основным преимуществом Макса 8 – его топливная экономичность.
"Усовершенствованная модель самолета имеет расход топлива на 14 процентов меньше по сравнению с самыми экономичными современными лайнерами. Улучшения достигнуты за счет установки новых двигателей LEAP-1B от CFM International, а также ряда усовершенствований конструкции крыла и фюзеляжа",- отметили в SCAT.
Как только красавец в новой ливрее (раскраска самолета), специально разработанной для этого самолета дизайнерами "Боинг" аккуратно приземлился, он проехал под традиционной водяной аркой. Традиция сравнимая с разбиванием бутылки шампанского о борт нового парохода. Часть пути лайнер пилотировали два пилота из США. Они стали гостями торжества. За новым самолетом, к слову, первым из шести планируемых к закупу, отправился лично президент авиакомпании SCAT Владимир Денисов. Контракт на покупку шести лайнеров этой серии был подтвержден во время визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США в начале этого года.
"Это первое воздушное судно на постсоветском пространстве и восточной Азии. Это 107 по количеству лайнер, выпущенный с завода "Боинг". Я со своей командой от всей Америки привез вам не только новое воздушное судно, но и пламенный дружеский привет. Мы в лице "Боинга" получили сегодня не просто партнера, эта корпорация с открытым сердцем и открытой душой",- сказал президент авиакомпании SCAT Владимир Денисов.
Салон первого "Боинга" из новой партии самолетов SCAT вмещает 186 пассажиров и способен выполнять беспосадочные перелеты, как по всему Казахстану, так и за его пределами в Европу и Азию на расстояние до 6 500 км с крейсерской скоростью 840 км в час.
Эксплуатировать новое судно авиакомпания планирует на всю маршрутную сеть. Но самыми частыми станут регулярные рейсы Алматы – Астана, Шымкент – Астана, Шымкент – Актау. Кроме этого, борт будет выполнять чартерные рейсы по направлению из Казахстана в Анталию.
"Прибытие самолета новейшего типа – это большое событие не только для авиакомпании SCAT, но и для всей авиаиндустрии Казахстана,- отметил на церемонии встречи "Боинга 737 Макс 8" председатель Комитета гражданской авиации МИР РК Талгат Ластаев. - Это свидетельство того, что наша страна занимает достойное место в мировой авиаиндустрии, а лучшие казахстанские авиакомпании, куда по праву входит авиакомпания SCAT, являются современными, надежными и конкурентоспособными предприятиями".
В SCAT подчеркивают, что покупка нового самолета является одним из этапов долгосрочной стратегии по развития внутренних и транзитных маршрутов, используя выгодное географическое положение Казахстана между Европой и Азией. Также в планах авиакомпании – развитие аэропорта Шымкента как южного регионального хаба, что принесет дальнейшее развитие не только авиакомпании и транспортной отрасли региона, но и всей экономике Казахстана.
Флот авиакомпании SCATсегодня насчитывает 20 лайнеров западного производства. Однако до сих пор парк авиакомпании состоял из техники, купленной на вторичном рынке. "Боинг 737 Макс 8" первый, заказанный и произведенный на заводе с нуля. В 2017 году авиакомпания перевезла более 1,9 млн пассажиров, что на 47% больше предыдущего года.
Первый регулярный рейс "Боинг 737 Макс 8" авиакомпании SCAT совершит в ближайшие дни. В авиакомпании заверили, что несмотря на серьезные затраты на покупку самолета, это никак не повлияет на цену билетов, все тарифы, как и прежде, останутся демократичными.
В прошлом году авиакомпания SCATпрошла полную проверку на соответствие европейским требованиям и получила разрешение на полеты в Европу от Европейского авиационного агентства по безопасности полетов EASA. Получение данной авторизации дает возможность авиакомпании выполнять прямые рейсы из Казахстана в страны Евросоюза и открывает перспективы для транзитных рейсов через воздушное пространство Европы. Уже в мае этого года будет открыт прямой рейс из Астаны в Вильнюс, в столицу Литовской Республики, члена Евросоюза с 2004 года. Всего, в ближайшее время, авиакомпания SCAT планирует открыть 14 новых рейсов, ведутся переговоры с Миланом, Веной, Прагой и другими мировыми столицами.
Мира Бахытова