Как известно, государственный общеобразовательный стандарт дошкольного и школьного образования в настоящее время пересматривают в министерстве просвещения и экспертном сообществе педагогов и светил наук Казахстана. Каким будет образование в школах в ближайшие несколько лет? Об изменениях в данной сфере рассказал inbusiness.kz Сейфолла Смайлов, директор Института содержания среднего образования Национальной академии образования имени И. Алтынсарина МП РК.
– Сейфолла Шай-Ахметович, расскажите, какие изменения коснутся казахстанских детей и их родителей в связи с пересмотром государственного общеобразовательного стандарта дошкольного и школьного образования?
– На данный момент готовится проект Государственного образовательного стандарта Республики Казахстан для начального, основного и общего среднего образования с целью утверждения. Проект ГОСО был предметом обсуждений среди независимых экспертов, ученых вузов и представителей общественных организаций.
Внесенные изменения в проекте ГОСО включают в себя следующие аспекты:
- Уточнение ценностей образования и ключевых компетенций.
- Согласование целей и задач на различных уровнях образования.
- Уточнение терминологии в рамках ГОСО и введение новых терминов.
- Расширение областей применения ГОСО.
- Планируется снижение учебной нагрузки в начальной и старшей школе.
- В старшей школе будет усилено профилирование за счет расширения выборности в вариативной части учебного плана.
- Будет введено требование обучения академической честности и ее соблюдения, а также другие изменения.
– Можете подробнее рассказать о снижении учебной нагрузки? Об этом речь идет уже с прошлого года.
– В настоящее время нормы максимальной недельной учебной нагрузки определены ГОСО и санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования". Так, например, в 1-м классе недельная нагрузка не должна превышать 24 часа, в 5-м классе – 33, в 10-11-х классах – 39. Фактическая нагрузка составляет: в 1-м классе – 24 часа, в 5-м классе – 33 часа, в 10-11-х классах – 35 часов.
Предполагается снижение максимальной недельной учебной нагрузки на обучающегося. Вместе с тем важно учесть дидактические принципы обучения: научность, системность, последовательность и так далее, в соответствии с которыми реализуются образовательные программы. На освоение каждого раздела и темы в содержании программ отводится определенное время (на изучение новой темы, закрепление, повторение).
– Каким образом в школах собираются усилить воспитательный процесс на основе национальных ценностей и казахстанского патриотизма?
– Основой воспитания признается национальный идеал гармонично развитого человека "Толық адам", воплощающий в себе идею единства обучения, воспитания и развития. Суть воспитания заключается в создании условий для формирования личностных качеств обучающихся на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на третьем заседании Национального курултая "Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс" озвучены ключевые ценности:
- независимость и патриотизм;
- единство и солидарность;
- справедливость и ответственность;
- закон и порядок;
- трудолюбие и профессионализм;
- созидание и новаторство
Эти ценности становятся основой программы "Біртұтас тәрбие бағдарламасы", разработанной академией. В 2024/2025 учебном году воспитательная работа в организациях образования будет организована в соответствии с основными положениями данной программы. Каждая ценность системно отражена в учебно-воспитательном процессе.
– Не секрет, что в школьном образовании есть пробелы. Многие родители недовольны учебной программой в школе, которая постоянно меняется, а также учебниками – некоторые задания даже для взрослых не совсем понятны. Будут ли новые изменения обсуждаться с активным участием представителей родительских комитетов?
– В 2021 году завершился переход школ на программу обновленного содержания, которая была введена с 2016 года. Целью обновления является подготовка обучающихся к жизни в современном быстро меняющемся мире, развитие их навыков и компетенций, необходимых для успешной самореализации и профессионального роста.
Пересмотр учебных программ и учебников каждые 5-7 лет соответствует международной практике лидирующих стран. Цикличные пересмотры учебных программ позволяют обеспечить конкурентное преимущество в быстро меняющемся мире.
В 2022 году в целях совершенствования содержания среднего образования Национальной академией образования имени И. Алтынсарина начата работа по внесению изменений в государственные общеобязательные стандарты образования РК, типовые учебные планы и программы по предметам начального, основного среднего и общего среднего образования.
Изменения в содержание среднего образования вносятся с сохранением структурных и содержательных основ ГОСО и типовых учебных программ, с соблюдением требований к оформлению и содержанию разрабатываемых нормативов в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами.
Проекты программ с изменениями проходят широкое обсуждение с лучшими педагогами, опытными методистами, ведущими учеными, общественными деятелями и организациями, независимыми экспертами. Академия открыта и готова к диалогу по вопросам содержания образования. К нам поступает очень много предложений и рекомендаций. Все они обсуждаются с членами рабочих групп. Также мы проводим информационно-разъяснительную работу.
– Последние несколько лет обсуждают также и вес учебников для учеников начальных классов, тяжелый рюкзак наносит вред здоровью маленьких казахстанцев. Глава государства в данной ситуации выходом считает внедрение максимальной цифровизации в учебный процесс. Учтен ли этот момент в новом общеобразовательном стандарте?
– Вопросы цифровизации в образовательном процессе являются приоритетной задачей государственной политики в области образования. Министерством просвещения РК предприняты важные шаги и меры по цифровизации образования. Работа в данном направлении находится на особом контроле.
В ГОСО и в учебных программах пересматриваются ожидаемые результаты обучения, вносятся дополнения и изменения по формированию и развитию цифровых навыков, применения возможностей искусственного интеллекта.
– Какими мы в целом увидим новые учебные программы, школьные предметы и когда школьники начнут обучаться по ним – назовите примерное время?
– Министерством просвещения РК, Национальной академией образования имени И. Алтынсарина и другими подведомственными организациями проводится большая планомерная работа по подготовке учебных программ и учебников. В учебные программы были внесены ряд корректировок, которые будут обсуждаться с педагогической общественностью.
В типовых учебных программах содержание направлено на освоение академических знаний, развитие навыков и компетенций, обучение на основе STEM-подходов, усиление воспитательного компонента. Изменения в содержание учебных программ вносились в контексте пересмотра целей обучения в соответствии с ожидаемыми результатами ГОСО, интеграции ценностей в учебные цели, выделения времени на повторение и закрепление изученного материала в зависимости от сложности и объема, обеспечения преемственности, последовательности и линейности (горизонтальной и вертикальной) в изучении тем, межпредметной связи и интеграции с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся.
По языковым предметам, в частности, "Әдебиеттік оқу", "Казахская литература", пересмотрен список изучаемых произведений, включены произведения современной литературы. В 5-7-х классах с целью формирования читательской культуры была охвачена литература различных жанров (сказка, легенда, песня героев, фэнтези, фантастика и др.). В 8-11-х классах исторические этапы литературы были систематизированы от легкого к сложному. В целях усиления воспитательной составляющей на основе концепции "Толық адам" предусмотрено изучение произведений Абая в каждом классе (5-10-е классы).
По предмету "Қазақ тілі" по разделам действующей программы (аудирование/произношение, чтение, письмо, норма литературного языка) были уточнены и скорректированы цели обучения, интегрированы национальные ценности. Внесены лексические, стилистические поправки целей обучения.
С 2022-го в системе среднего образования внедрено поэтапное изучение языков. В связи с этим полностью изменился подход к изучению русского языка в начальных классах. Русский язык изучается со 2-го класса. Иностранный язык изучается только с 3-го класса.
Грамматические цели по каждому классу выверены согласно изучаемому уровню владения языком. Темы, их названия и порядок учитывают рекомендации международных стандартов, целесообразность в реальной жизни, казахстанские ценности и возрастные особенности учащихся. Действующие темы тщательно проанализированы, выявленные несоответствия изменены и скорректированы с соблюдением преемственности тем с темами ТУП основной школы.
По предмету "Физика" в усовершенствованную программу не вошли сложные цели обучения, усвоение которых вызывало затруднение у обучающихся. Изменены цели обучения с учетом возрастных особенностей, усложненные цели были перенесены в старшие классы. Усилилась практическая направленность предмета через увеличение лабораторных и практических работ и внедрение STEM/STEAM работ. Изменен порядок изучения тем и разделов.
Учебные программы по предметам "История Казахстана" и "Всемирная история" совершенствуются на основе 7-томного фундаментального академического научного издания "История Казахстана с древнейших времен до наших дней". Содержание программы по всемирной истории структурируется соответственно периодизации истории Казахстана на основе приоритетных принципов национальной истории.
Пересмотрены учебные программы по предметам "Музыка", "Физическая культура", "Художественный труд". В связи с внедрением на уроке музыки навыка обучения игре на домбре в целях обучения внесены следующие изменения: в раздел "Исполнительская деятельность" добавлен раздел "Игра на инструменте". В проекте программы "Художественный труд" сокращено количество целей обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся (сохраняются одно действие, одна позиция глагола), постановкой универсальных целей.
Построение содержания учебного предмета "Физическая культура" осуществляется в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами физического воспитания. Содержание программы для 5-го класса направлено на формирование у учащихся мотивации к применению навыков здорового образа жизни в повседневной практике.
Разработчиками учебных программ осуществляется подготовка методического руководства и методических рекомендаций по реализации ГОСО и типовых учебных программ. После утверждения планируется поэтапное введение ГОСО и учебных программ с 2026 года.
Читайте по теме:
Работа на лето: чем занять школьника и студента