DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 283,44 Brent 36,55
Новый закон надежд не оправдал

Новый закон надежд не оправдал

Бизнес находит новые способы для привлечения средств доверчивых граждан в жилищное строительство. 

23 Декабрь 2016 14:26 8186

Новый закон надежд не оправдал

Автор:

Дина Ермаганбетова

Так рынок отреагировал на новый закон «О долевом участии в жилищном строительстве», вступивший в силу в октябре 2016 года. Застройщики, не имея возможности работать по новым правилам, идут обходными путями. Они не запрещены законодательством, но не защищают права граждан, говорит председатель общественного объединения дольщиков Астаны Татьяна Чурсина.

Являясь юристом и членом межведомственной комиссии по проблемным вопросам долевого участия (МВК) при акимате Астаны, Татьяна Чурсина считает, что только комплексное ужесточение законодательства может остановить недобросовестных застройщиков.

В интервью abctv.kz она рассказала о новых рисках для потенциальных дольщиков и текущей ситуации вокруг тысяч обманутых дольщиков.

- Масса вынесенных приговоров в отношении недобросовестных застройщиков пришлась на конец 2016 год. С чем связан такой наплыв уголовных дел и скорость вынесения приговоров?

- Генеральная прокуратура торопит с завершением всех уголовных дел по обманутым дольщикам, поскольку уже начал работать новый закон. По таким делам нужно принимать какие-то решения, чтобы снять социальную напряженность среди дольщиков. По осужденным застройщикам иного решения, кроме как привлечение к уголовной ответственности, просто не нашлось. Я десять лет занимаюсь вопросами защиты дольщиков и впервые вижу такой масштаб мошенничества со стороны застройщиков. В этом году в Астане вынесены приговоры по 4-5 уголовным делам. Это касается судеб около 10 тысяч дольщиков.

- До возбуждения уголовного дела в отношении застройщика какие меры принимаются для того, чтобы он все же исполнил свои обязательства перед дольщиками?

- Работа МВК построена таким образом. К нам начинают обращаться дольщики с жалобами на то, что их дома не строятся. Они должны иметь договора купли-продажи квартиры как доказательство того, что они вправе требовать выполнения обязательств от того или иного застройщика. МВК разбирается, имеет ли застройщик разрешительные документы на строительство жилого дома. Многие продавали квартиры, не имея ни земельного участка под будущий объект, ни эскизного проекта. Разве это не мошенничество?! Лицензии на привлечение средств дольщиков, которая была обязательной при прежнем законодательстве, почти ни у кого нет. В Астане она была только у двух стройкомпаний. Остальные обходили это требование разными путями.

Потом на МВК приглашают самих застройщиков и просят предоставить пакет документов на строительство ЖК. Если у застройщика не хватает отдельных разрешительных документов, то акимат им помогает в их получении и ускорении процесса. Я сама порой подключаюсь и договариваюсь с уполномоченными органами. Часто застройщики называют в качестве проблемы бюрократизм, но когда в акимате начинают разбираться, то причина кроется далеко не в этом.

На МВК дела почти всех застройщиков, которых на текущий момент уже осудили, рассматривались от года до двух лет. Мы пытаемся предпринять все возможное, чтобы на проблемных объектах возобновилось строительство силами самих застройщиков. Когда дольщики понимают, что застройщик не построит объект, и МВК больше ничем им помочь не сможет, они пишут заявление в ДВД. Все, что может МВК, – вызвать застройщика и разобраться в причинах и, где возможно, – помочь.

Мне пришлось побывать на судебном заседании по делу руководителя строительной компании "Аль-Баракат Компани" Бахытжана Тоимбетова.

Он продал квартиры в будущих ЖК «Шарджа», «Прага», «Тенгиз», «Токио», «Ак Жар», «Туран Астана». А на них нет ничего - ни земли, ни проектов. В суде он все время говорил: «Если бы меня не посадили, я бы всем достроил». Как бы он достроил? Следствием выяснено, что Тоимбетов деньги дольщиков вкладывал в ресторанный бизнес в Алматы. Как он пояснял в суде, поскольку ресторанный бизнес – очень доходный, он планировал прибыль от него направлять на строительство жилых объектов. Кроме этого, он еще инвестировал в завод. 

- А сами объекты, которые рассматривает МВК, в большинстве своем на какой стадии строительства? И каково минимальное число обманутых дольщиков по одному объекту?

- Минимальное число дольщиков по одному объекту – от десяти. Стадия строительства объектов - от нулевой до уровня, когда уже идет внутренняя отделка.

- Какова доля объектов, которые благодаря работе МВК все-таки будут или уже достроены?  

- Их очень много. До суда доходят процентов десять из числа рассматриваемых на МВК ситуаций. Остальные мы помогаем решить, как бы не была тяжела ситуация и сколько бы времени это ни заняло. Есть примеры, когда застройщик привлек 10 дольщиков, а полного пакета документов на строительство жилья нет. Мы добились, чтобы он вернул всем дольщикам деньги и сейчас он за счет собственных средств строит дом. Еще один застройщик вернул деньги 14 дольщикам. 

- Если выразить результаты работы МВК в количестве дольщиков, которые в итоге получили свои квартиры?

- Сейчас МВК рассматривает 58 объектов, это около 15 тысяч дольщиков. После первого кризиса в 2007-2009 годах благодаря работе МВК было достроено 246 объектов. Их строила частично уполномоченная организация акимата Астаны «Жана Курылыс», частично частные инвесторы. Частично применялся механизм выкупа квартир в ЖК акиматом. Например, 80 процентов квартир в ЖК было продано, 20 процентов остались. Достроить объект не на что. Вот эти 20 процентов выкупал акимат, дофинансировал объект и он достраивался. Сейчас такие объекты, которые нужно просто достроить, на МВК почти не рассматриваются; в основном объекты не возводятся по причине хищения средств дольщиков.

Например, директор ТОО «Алга Токболат» Ержигит Альжан сам брал с физлиц деньги, а нотариус давал расписки. Огромное количество денег не поступало ни в кассу ТОО, ни на банковский счет. Он собрал деньги с 219 дольщиков для строительства ЖК близ торгового центра «Хан Шатыр». Однако он получил разрешительные документы на строительство только 108 квартир. Сверх продано 111 квартир, которые по плану даже не предусмотрены. По сути жилые площади продавались в бизнес-центре, который предусмотрен эскизным проектом.

- При вынесении приговора застройщику не учитывается количество обманутых им дольщиков. Вы как юрист согласны с вынесенными наказаниями?

- Максимум по статье «Мошенничество» - 12 лет тюрьмы. А обмануты осужденными застройщиками тысячи граждан. Например, в компании «Азбука жилья» собрали с дольщиков около 40 млрд тенге. Директор компании все еще не осужден, остальным обвиняемым по этому делу дали от 3 до 8 лет тюрьмы, а обмануты около 4000 граждан.

Директор ТОО «Квартиры НС» Медет Бектемиров осужден на 10 лет, пострадали от его действий около 1000 дольщиков по трем жилым комплексам.

И даже решение суда не означает разрешение проблемы дольщиков. Когда заводят уголовное дело, застройщик, пока его не арестовали, все что можно продает и переоформляет на других лиц. Поэтому под конфискацию имущества по факту ничему подпадать.

- Можно ли принять какие-то меры, чтобы за обман дольщиков застройщики несли не только уголовное наказание?

- Уголовный суд реально не может решить проблему дольщиков. Сейчас прокуратура подает гражданские иски к застройщику в пользу интересов дольщиков, чтобы активы застройщика были переданы потерпевшим. Обвиняемые же, как я говорила, переписывают все имущество на ближайшее окружение. У того же Медета Бектемирова (ЖК «Араби», «Араби-1», «Самал»), конфисковано только две автомашины и одна квартира.

Сейчас рассматривается история председателя ЖСК «Толенды» Айдына Байжуманова, он строил семь объектов. Аудит показал, что он переводил деньги в Россию, получал наличные деньги от пайщиков, которые шли мимо кассы. Это же уход от огромной суммы налогов. Здесь дело должна возбуждать финансовая полиция. Ее бездействие в таких ситуациях, я считаю, просто преступление.  

Директор ТОО "КазГазАстана-НС" Данияр Ахмедьяров, который является заказчиком ЖК «Зере-1» и «Зере-2», «Алтын Уя», просто подарил в пределах 100 квартир физическому лицу и в течение дня-двух дней эти же квартиры перепродаются. Таким образом он полностью ушел от уплаты огромной суммы налогов, поскольку в его ТОО от продажи 100 квартир ни копейки не поступило. Еще несколько сотен дольщиков внесли свои деньги в строительство данных ЖК и так и не получили квартиры. Сейчас идет следствие.

Собственник ТОО «Алга Токболат» Ержигит Альжан, собрав деньги с дольщиков, вместо жилого дома строил гостиницу. И эта гостиница уже переписана на кого-то.  

Я считаю, что меры должны принимать Генпрокуратура и МВД. Если дольщики написали на застройщика заявление в ДВД, то нужно арестовывать все имущество ближайших родственников. Понятно, что все переписывается на ближайшее окружение. Другого варианта нет. И тогда, возможно, реально что-то изменится.

- Какие варианты рассматриваются для завершения строительства объектов, когда с осужденного недобросовестного застройщика нечего взять?

- МВК рассматривает разные варианты помощи дольщикам. Например, по объекту ТОО «Алга Токболат» мы хотим предложить инвестору изменить проект с целью увеличения числа квартир, которые он сможет потом продать.  Так он сможет обойтись без дополнительных вложений со стороны обманутых дольщиков.

- Насколько тяжело привлечь инвесторов сейчас, в период кризиса?

- Мы их находим и сейчас. ЖК «Самал», «Араби» и «Араби-1» у нас взялась достраивать компания «Маир-7». В этом месяце на переговоры должны приехать китайские инвесторы. Это строительная компания, у них есть активы и они хотели бы на территории Астаны заняться строительством. Инвестор с Уральска готов взять один из проблемных объектов в Астане. Так он себя зарекомендует и потом уже сможет здесь строить самостоятельно.

- А новый закон «О долевом участии в жилищном строительстве», который начал действовать с октября 2016 года, сможет остановить вал обманутых дольщиков?

- Мне некорректно об этом говорить, но этот закон реально еще не работает. Застройщики не могут получить разрешение на привлечение средств дольщиков из-за большого числа требований. Особенно сложно мелким компаниям; они возмущаются, везде пишут. Даже крупные застройщики, тот же BI Group, не смог сразу получить разрешение на привлечение средств дольщиков ни на один объект, поскольку не вся документация была в порядке. Этот закон нужно дорабатывать и дорабатывать.

С подачи межведомственной комиссии предлагается правительству страны передать проблемные объекты в Астане застройщикам, чтобы они их достроили до середины 2017 года.

Кроме нового закона в целом в законодательстве страны море лазеек для недобросовестных застройщиков. Например, зарегистрировать жилищно-строительный кооператив (ЖСК) может любой, и законом ЖСК практически не регулируются. Законодательство о ЖСК в последний раз менялось в советское время. В нем не поменялось ни одного слова, хотя Казахстан уже отметил 25-летие Независимости

- Можно ли говорить о том, что основной наплыв обманутых дольщиков остался в прошлом? Все-таки граждане стали умнее, к застройщикам усилили требования, рынок недвижимости в конце концов стагнирует…

- Думаю, уже такого потока обманутых дольщиков не будет. Но нет уверенности в том, что граждане стали более предусмотрительными. Месяц назад ко мне пришли за советом и показали образец договора физического лица с застройщиком, который заключается не на покупку квартиры, а на предоставление материальной помощи компании. В благодарность за материальную помощь физлицо потом должно получить квартиру. В договоре не указаны ни стоимость квадратного метра, ни сроки строительства. Самое интересное, что материальная помощь облагается большим налогом, поскольку считается прибылью. Если застройщик заплатит этот налог, то ему на какие деньги потом строить?

Я сама звонила в отделы продаж квартир некоторых компаний. И спрашивала: «В связи с новым законом, как вы продаете квартиры через механизм долевого участия?». Мне отвечали: «Ой, на нас этот закон совершенно не распространяется». Я спрашиваю: «Дом уже готовый?». «Нет, мы будем сдавать дом в эксплуатацию в конце 2017 года. Приходите, мы с вами заключим договор». То есть новый закон не защищает дольщиков.

- Как вы считаете, если застройщика не садить в тюрьму, а заставить за счет каких-то механизмов достроить объект своими усилиями…

- Это практически невозможно. Например, Данияру Ахмедьярову давали целый год на завершение объектов. Он обещал и оттягивал возбуждение уголовного дела. Потом начал продавать двухкомнатные квартиры по 2 млн тенге в недостроенных объектах. Но в итоге теперь возбуждено уголовное дело. На МВК мы пытаемся до последнего решить ситуацию и последняя стадия – это возбуждение уголовного дела.

Дина Ермаганбетова

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Нурлы жер» нужны дешевые деньги

Без доступных и долгосрочных кредитов для бизнеса и населения новая программа жилищного строительства не станет эффективной.

01 Ноябрь 2016 17:40 7322

«Нурлы жер» нужны дешевые деньги

Это ключевой вопрос и его решение выполнит три главные задачи: сделает жилье доступнее, даст толчок развитию строительной и смежных с ней отраслей, что внесет вклад в рост экономики страны. Просто вливание госсредств для кредитования и субсидирование процентных ставок приведет к росту цен на жилье в краткосрочном периоде, что в итоге только ухудшит проблемы строительного сектора.

Таким мнением поделился председатель правления АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ) Айдын Кульсеитов в ходе заседания экспертного клуба Sarap Time в Астане.

Он заметил, что ознакомился с разработанной концепцией госпрограммы и в своем нынешнем виде она не отвечает на многие вопросы: «Я не совсем понял, прочтя эту концепцию, что будет ее самой главной целью. Исходя из той информации, которая есть, сложилось впечатление, что главная цель программы - построить 1,5 миллиона жилищ».

Глава КИРИ убежден, что при разработке программы «Нурлы жер», как и любой другой, недостаточно предусмотреть механизмы господдержки только одной отрасли. Нужен комплекс мер, которые выходят за рамки строительного сектора.

Дешевые деньги
Новая программа «Нурлы жер», по словам г-на Кульсеитова, может дать экономике гораздо больший эффект, чем «Нурлы жол», при условии, если госсредства будут влиты в экономику страны в виде недорогих кредитов.

Конечная ставка кредитования в 7% годовых как застройщиков, так и населения в виде ипотечных займов (это предусмотрено проектом программы «Нурлы жер», при этом 7% планируется субсидировать за счет госсредств), не есть доступное финансирование, считает он.

«Давать кредиты в тенге под 7-8% годовых на 3-5 лет - это не решит проблему, а загонит наш банковский сектор и производственников в долговую кабалу. Поэтому нужно сконцентрироваться на том, чтобы найти источник дешевых денег – это 1-2% на 10-15 лет. Такие источники есть, но вопрос стоит в политике Нацбанка. А дальше должны принять политическое решение», - говорит глава КИРИ.

Однако, продолжает он, такое решение не может быть принято при нынешней денежно-кредитной политике Нацбанка, который через регулирование объема денежной массы в экономике сдерживает уровень инфляции.

По его мнению, инфляция в Казахстане носит немонетарный характер и ее ограничение в условиях нынешнего кризиса неэффективно. И приводит свои аргументы: «На основании данных Всемирного банка мы сделали небольшой анализ. Выяснилось, что корреляция между уровнем инфляции и денежной массой в Казахстане с 2000 года составляет всего 0,04%. То есть фактически корреляции между ростом или падением денежной массы и уровнем инфляции в Казахстане нет. Мы посмотрели другие страны: в России коэффициент корреляции со знаком минус. Это означает, что чем больше денежная масса в экономике России, тем ниже инфляция. Тоже самое можно сказать по Австралии – корреляция между денежной массой и инфляцией - минус 0,5. В половине случаев - чем больше денег в экономику вливается, тем меньше уровень инфляции за счет того, что товары появляются, предприниматели начинают работать, начинают замещать импорт и, наоборот, выходить на экспорт. И за счет всего этого уровень инфляции начинает падать. (…) Фактически всегда, когда идет увеличение денежной массы, идет рост экономики. Поэтому, я считаю, что программа «Нурлы жер» может стать идеальным проводником денежной массы для того, чтобы экономика была простимулирована и стала бы элементом контрцикличной политики».

Он отметил, что выделение госсредств на субсидирование процентной ставки по кредитам бизнесу и ипотечным займам это, прежде всего, помощь банкам второго уровня (БВУ): «В чем проблема субсидий? Они, во-первых, искажают рыночную стоимость самого объекта, во-вторых, помогают не сколько производителю и покупателю жилья, сколько финансовому сектору. В-третьих, сегодня есть субсидия, а завтра ситуация ухудшится и ее не будет, а послезавтра может быть опять будет, то есть нестабильность ежегодного выделения субсидий. Плюс постоянно идут вопросы по администрированию: этому - дам, а этому - не дам. Ставки кредитования должны быть изначально низкими».

Глава КИРИ также привел данные, отражающие, по его мнению, недокредитованность экономики Казахстана: «Мы взяли для анализа уровня кредитования четыре страны в качестве бенчмарка - Россия, Австралия, Азербайджан, Белоруссия. Еще в 2008 году по уровню кредитования экономики мы были на втором месте после Австралии. В Австралии уровень кредитов, которые были выданы в экономике, составляют более 100% от ВВП. У нас по итогам 2015 года этот показатель был в районе 38%, в 2008 году - 49%, то есть половина ВВП у нас приходилась на кредитование. Мы обгоняли по этому уровню Бразилию – там было 46%, Россию - 42%, Азербайджан - 16%. Сегодня все страны увеличили этот уровень, а Казахстан снизился до 37%. Мы стали среди этой пятерки последними по уровню кредитов по отношению к ВПП».

Резервы для удешевления
Айдын Кульсеитов отметил, что проект программы никак не затрагивает вопрос снижения себестоимости строительства жилья, что возможно в том числе за счет обеспечения застройщиков дешевыми кредитами.

«Мы делали примерный расчет – около 25-30% в себестоимости строительства жилья – это маржа застройщика, которая уходит на обслуживание банковских кредитов. Поэтому они все сейчас отказались от кредитов и идут через механизм долевого строительства. Еще есть возможность снижения себестоимости на 15-20% за счет стройматериалов. Реальный уровень казсодержания, который возможен, это около 60%. В программе, к сожалению, не рассматривается аспект казсодержания, но он важен. Если мы будем импортировать 50-70% стройматериалов, как это делается сейчас, то тогда будет давление на торговый баланс и обменный курс. Потому что тенге, который будет получен по госпрограмме, будет меняться в БВУ на доллары и за эти доллары будут импортироваться стройматериалы», - говорит он.

Меры стимулирования развития местного производства стройматериалов должны быть также предусмотрены в госпрограмме, считает он. Например, обеспечение стабильного рынка сбыта.

«Возможно, нужно предусмотреть механизм долгосрочных договоров с производителями и иные механизмы, которые бы обеспечивали, с одной стороны, горизонт планирования для наших производителей стройматериалов, а с другой стороны, обязывали их вкладываться в расширение ассортимента и качества своей продукции. Сегодня, если нет горизонта планирования на два-три года, производителю невыгодно инвестировать. Поэтому у нас и кирпичи не очень качественные, металлопрокат никакой и так далее», - отмечает глава КИРИ.

Ссылаясь на застройщиков, г-н Кульсеитов привел еще несколько путей для снижения себестоимости строительства жилья: «По СНИПам заставляют строить кучу паркингов, что вызывает большое удорожание. Причем никто из жильцов не выкупает их, потому что для них это дорого. В части СНИПов - это только один пример того, за счет чего можно на 7-8% снизить стоимость многоквартирного строительства. Если говорить об инфраструктуре, то тоже есть большой-большой задел. В частности, есть случаи, когда застройщик строит магистральную инфраструктуру по теплу, электричеству, а потом не может ее использовать и отбивать, потому что очень много препонов административного характера через естественных монополистов, проверяющие органы. Они вынуждают передавать эту инфраструктуру на баланс коммунальным службам, потому что не получается администрировать из-за имеющихся барьеров. Более того, застройщики не только бесплатно отдают ее, с них еще требуют КПН, который возникает у того, кто принимает на баланс. Если эти вопросы решить, то себестоимость строительства может снизиться».

ГЧП имеет место быть
Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) также можно предусмотреть в госпрограмме для строительства жилья и объектов жилищно-коммунальной сферы, считает Айдын Кульсеитов.

«Я знаю много предпринимателей, которые готовы вложить свои капиталы и усилия в строительство арендного жилья и сдавать его потом по льготным ценам в случае сотрудничества с акиматом и министерством. Вопрос стоит в дешевом кредитовании и выделении инфраструктуры. Коммерческие схемы ГЧП можно применить и в строительстве жилья, и в строительстве инфраструктуры, кроме дорог и благоустройства. (…) Ключевой вопрос – по какой ставке получит участник схемы ГЧП деньги на то, чтобы этот бизнес поставить. Если это будут 4% годовых, то ГЧП-проект будет на 15 лет. Если это 8-12%, то ни один ГЧП- проект не вытянет эту стоимость», - считает глава КИРИ.  

Дина Ермаганбетова

В Астане и Алматы бум на рынке жилья

Число сделок по покупке/продаже жилья в этих городах за первое полугодие 2016 года увеличилось до 68% по сравнению с таким же периодом прошлого года. 

14 Июль 2016 19:24 5484

В Астане и Алматы бум на рынке жилья

В Астане число сделок купли-продажи жилья в июне 2016 года по сравнению с июнем 2015-го увеличилось на 45% до 2208-ми. Из них 96% составляют сделки по квартирам в многоэтажных домах, остальные 4% – по индивидуальным домам. По отношению к маю число сделок сократилось на 17,8%.

Тенденцию резкого роста числа сделок в январе-июне 2016 года формируют граждане, которые смогли прирастить свои сбережения за счет девальвации тенге и теперь приобретают жилье в ценах, зафиксированных в тенге. Как отметили abctv.kz в столичном риэлторском агентстве «Витрина недвижимости», в прошлом году для их бизнеса картина была тяжелой – объем работы резко сократился ввиду больших девальвационных ожиданий со стороны населения и в связи с этим низкой покупательской активностью на рынке жилья.

В этом году в Астане, как отмечает исполнительный директор ТОО «Витрина недвижимости» Кайрат Исекеев, возрос спрос на жилье со стороны жителей регионов. «Много сделок по покупке жилья жителями именно регионов – Атырау, Актобе, Шымкент. В плане инвестиций куда им еще вкладываться, как не в Астану? Ранее за 50 тысяч долларов можно было купить 1-комнатную квартиру в старом доме в старой части города, а сейчас за эту сумму можно купить такую же квартиру на левобережье в новом доме», - отмечает представитель компании.

По его данным, стоимость жилья в Астане в тенговом эквиваленте не претерпела больших изменений с начала 2016 года. Так, средняя цена 1 кв. метр составляет 330-350 тыс. тенге в новом доме, 240-280 тыс. тенге – в домах старой постройки. «Зная о возможности курсовых колебаний, продавцы изначально несколько завышают цену - на процентов 10-20», - говорит Кайрат Исекеев.

В Алматы число сделок купли-продажи жилья в июне 2016 года по сравнению с июнем 2015-го увеличилось на 68% до 2425-ти. Из них почти 84% составляют сделки по квартирам в многоэтажных домах, остальные 16% – по индивидуальным домам. По отношению к маю число сделок увеличилось на 15%.

Как говорит вице-президент Объединенной ассоциации риэлторов Казахстана (ОАРК) Лариса Степаненко, желающие продать жилье, наконец стали выставлять свой товар на продажу. «Продавцы в прошлом году после девальвации тенге не хотели продавать жилье, мы не могли их убедить выставить его на продажу. Многие просто сидели и ждали, что будет с курсом тенге дальше. Слухов было много», - говорит г-жа Степаненко.

В настоящее время, по ее словам, очень много тех, кто улучшает свои жилищные условия, и тех, кто приобретает жилье с целью сдачи в коммерческую аренду: «Люди хотят, чтобы деньги работали. Банки не могут обеспечить тот доход по вкладам, который может принести недвижимость, когда мы ее сдаем в аренду. Это дает больше прибыли».

Представитель ОАРК отметила, что расценки на первичное и вторичное жилье в самом Алматы практически сравнялись – от 230 тыс. тенге и выше за 1 кв. метр. В пригороде есть предложения в новостройках от 155 тыс. тенге за 1 кв. метр. При этом покупателями чаще востребованы предложения в сегменте эконом-класса.

«Стоимость зависит от расположения и класса жилья, тут каждый выбирает по деньгам и району. Могу сказать, что за 50 тыс. долларов, накопленных, например, на 3-комнатную квартиру, сегодня, если перевести сумму в тенге, можно не просто купить такую квартиру, но и выбрать лучшее на рынке Алматы. Поэтому число покупателей увеличилось - люди реально сегодня могут улучшить жилищные условия», - говорит Лариса Степаненко.

Из опыта лично своей риэлторской деятельности г-жа Степаненко отмечает, что в этом году у нее отсутствуют сделки по покупке жилья посредством ипотечного кредитования по причине ужесточения условий со стороны банков второго уровня. По ее словам, даже при этом число сделок увеличилось, поскольку покупатели находят разные варианты для приобретения жилья.

Саян Абаев 

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: