Один из главных инструментов поддержки отечественного производства – это возможность поставлять свой товар в системе регулируемых закупок, составляющей 19% ВВП страны, или 16 трлн тенге. Почти треть из этой суммы приходится на закупки недропользователей, передает inbusiness.kz.
К сожалению, на сегодня Казахстан имеет отрицательную динамику в доле местного содержания внутристрановой ценности в товарах, закупленных предприятиями горно-металлургического комплекса (ГМК). В 2014 году эта доля составляла 24,3%, а в 2022 году упала до 16,0%, сообщила Тахмина Нагуманова, председатель комитета обрабатывающей промышленности НПП "Атамекен", вице-президент ОЮЛ "Союз химиков РК".
Она отметила разные темпы роста горно-металлургического сектора и обрабатывающей промышленности. Так, по данным АСПиР и расчетам Dasco Consulting Group, добывающая промышленность выросла почти в три раза за 30 лет, в то время как производство обрабатывающей отрасли едва восстановило уровень первых лет независимости.
Спикер привела статданные по объему промышленного производства Казахстана за девять месяцев 2023 года. Так, общий объем составил 33,97 трлн тенге. Почти половину, или 15,92 трлн тенге, занимает продукция горнодобывающего сектора, включая добычу сырой нефти и природного газа (35%), добычу металлических руд (8%). Далее 6 трлн тенге – доля металлургии (18%). Фактически это тоже добытое сырье, только обогащенное, являющееся продукцией нижнего передела, которое затем отправляется на экспорт.
По словам Тахмины Нагумановой, заметную долю в объеме промышленного производства занимает производство продуктов питания и напитков – 9%, доля машиностроения (производство машин, оборудования и прочих комплектующих) – 4%. В то же время химическая промышленность занимает всего 3%. Прочая неметаллическая минеральная продукция на уровне 2,7% благодаря казахстанским производителям строительных материалов. Производство кокса и нефтепродуктов – 2,5%. А доля легкой, мебельной и бумажной промышленности в совокупности составляет около 1%.
Таким образом, горнометаллургический комплекс (добыча с металлургией) составил по итогам девяти месяцев 26% (почти 8,8 трлн тенге) всего промышленного производства в РК. Это значительный объем и вклад горно-металлургического комплекса.
"Согласно требованиям ВТО, с 2015 года в Казахстане не осуществляется прямая поддержка местных производителей товаров, отменена условная 20%-ная скидка. Осталось только обязательство по доле внутристрановой ценности не менее 50% в работах и услугах. Однако методика расчета доли внутристрановой ценности позволяет легко обеспечить эти 50% даже с закупкой импортных товаров", – подчеркнула спикер.
Она также отметила негативную тенденцию во всех регулируемых госзакупках "Самрука", недропользователей – избегания прямого закупа отечественных товаров путем закупа работ и услуг, в которых входит, зачастую с большим удельным весом, закуп товаров, в основном импортных.
"Ситуацию с местным содержанием усугубляет также возможность недропользователей ГМК закупать нестандартизированные товары через товарные биржи. Сегодня государственные, квазигосударственные организации, недропользователи углеводородного сырья придерживаются четкого перечня биржевых товаров, утвержденного приказом МНЭ РК от 31 марта 2015 года", – сказала Тахмина Нагуманова.
Согласно приведенным ею статданным, в 2022 году в РК функционировало 15 товарных бирж. По цифрам видно, что закуп на биржах, например, машиностроительной продукции из года в год растет: если в 2019 году это было 190 млрд тенге, по итогам 2022 года уже 520 млрд тенге.
Отмечено, что действующие нормы законодательства, направленные на развитие добровольной поддержки местных производителей со стороны недропользователей, практически не работают.
По мнению Нагумановой, процесс закупок недропользователей ГМК должен оставаться под контролем уполномоченных государственных органов. Но для нормального и долгосрочного функционирования всей работы предложен ряд мер:
- обеспечить прозрачность закупок на всех стадиях закупочного процесса (раскрыть планирование-претензии по ассортименту, качеству, отсталости);
- изменить методику расчета доли внутристрановой ценности в части мониторинга со стороны уполномоченных органов цены, по которой товар реализовался и по которой была посчитана ДВС в СТ-KZ;
- ввести общественный мониторинг правил и процедур закупщиков.
"Любой бизнес работает для извлечения прибыли и пытается достичь этого наиболее рациональным способом, зачастую руководствуясь сиюминутной выгодой. У нас накопилось много взаимных вопросов друг к другу, но пришло время понять, что развитие внутристрановой ценности не самоцель, а обеспечение экономической безопасности страны", – резюмировала представитель НПП "Атамекен".
Читайте по теме:
АГМП настаивает на освобождении от налогов новых проектов сырьевых гигантов страны