Согласно законодательству, все организации, прошедшие институциональную аккредитацию в аккредитационых органах, вправе проводить повышение квалификации медицинских специалистов. Однако минздрав, нарушая требования закона, в ведомственных приказах и на практике сузил право значительной группы предпринимателей в предоставлении услуг по повышению квалификации медицинских работников.
Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения закреплено, что получение дополнительного объема знаний и навыков специалистами в области здравоохранения осуществляется в организациях образования и науки, прошедших институциональную аккредитацию в аккредитационных органах. Внесенный позже абзац в дополнение к той же статье кодекса позволяет получать допобразование в организациях высшего и/или послевузовского образования, национальных и научных центрах, научно-исследовательских институтах, высших медицинских колледжах на базе аккредитованных клинических баз, клиник организаций образования в области здравоохранения, университетских больниц.
"Основой осуществления дополнительного образования по всем программам образования в здравоохранении – медицинского, фармацевтического, программ подготовки специалистов общественного здоровья и иных специалистов здравоохранения, всех без исключения организаций образования и науки – является обязательное прохождение институциональной аккредитации. Организации образования и науки, которые могут осуществлять дополнительное образование по медицинским специальностям без прохождения институциональной аккредитации, указанные в следующем абзаце этого положения, являются исключением. Однако минздрав и комитет мед- и фармконтроля, нарушая требования закона, в ведомственных приказах и на практике сузили право значительной группы аккредитованных организаций, наделив возможностью проводить обучение лишь последние. А это значительно снизило конкуренцию на рынке медицинских образовательных услуг", – объясняет руководитель Казахстанского медицинского института повышения квалификации "Парасат" Вячеслав Югай.
В результате около 40 организаций образования, прошедших аккредитацию и ранее проводивших курсы повышения квалификации для врачей, оказались за бортом, а медицинские сотрудники, уже прошедшие полномасштабную и качественную переподготовку в частных организациях образования, не смогли получить сертификат о прохождении повышения квалификации.
Столь значительное снижение конкуренции привело к снижению доходов частных организаций образования, закрытию организаций в целом или региональных филиалов.
"Процесс сертификации специалистов и подтверждения действия сертификата превратился не в оценку знаний и умений специалиста, а оценку "правильности организации образования и науки", выдавшей свидетельства о повышении квалификации. А "правильность организации образования и науки" министерство здравоохранения РК определило почему-то лишь из одного абзаца соответствующей статьи кодекса", – отмечает Вячеслав Югай.
По данным ОЮЛ "Казахстанская ассоциация содействия развитию образования", клинические курсы составляли 75-80% от общего количества всех курсов.
Кроме того, подчеркивают в НПП, монополизация рынка дополнительного медобразования привела к снижению его доступности. Медработники, живущие в отдаленных регионах, вынуждены брать длительные командировки, чтобы пройти курсы повышения квалификации.
"Авторизованные минздравом организации образования не справляются в полной мере с потоком слушателей, желающих повысить свою квалификацию. В результате они привлекают в качестве субподрядчиков те же организации, которые прошли институциональную аккредитацию, но не были допущены минздравом. Абсурдность ситуации в том, что слушатели проходят те же курсы в тех же учреждениях, которые минздрав изначально отклонил", – объясняет директор департамента медицинских услуг НПП "Атамекен" Назгуль Кабдрахманова.
Проблемы дополнительного образования поднимались НПП РК на всех площадках, однако консенсус так и не найден.