НПП активизирует работу по ГЧП

НПП активизирует работу по ГЧП

14:01 28 Январь 2016 2671

Автор:

Александр Константинов

НПП вместе с региональными палатами должна сформировать реестры предпринимателей для участия в местных ГЧП проектах без прохождения предварительной квалификации

НПП вместе с региональными палатами должна сформировать реестры предпринимателей для участия в местных ГЧП проектах без прохождения предварительной квалификации.

Такая новелла закреплена в новом законодательстве, регулирующем механизм государственно-частного партнерства.

"Национальной палате предпринимателей необходимо усилить взаимодействие с госорганами в рамках ГЧП, оказывать поддержку в поиске проектов, их сопровождении. В новых экономических условиях партнерство такого рода может только дать дополнительные возможности для развития", -  такое поручение дал своим сотрудникам председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев.

Напомним, что целью принятого в ноябре прошлого закона нового закона "О государственно-частном партнерстве", а также закона "О концессиях" является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между Республикой Казахстан и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг. В частности, в качестве основы новой бюджетной политики предусмотрено реформирование подходов по государственным инвестициям с приоритетом на ГЧП. Так разработан механизм рассмотрения проектов, определение вида и способа финансирования государственных инвестиционных проектов на начальной стадии проработки проекта. То есть, решения по бюджетному финансированию проектов предлагается принимать только в случаях неосуществимости либо нецелесообразности реализации проекта за счет ГЧП или частных инвестиций.

"В нынешних условиях ГЧП становится реальной альтернативой реализации государственно важных проектов путем построения долгосрочного сотрудничества Правительства и бизнеса на взаимовыгодных условиях", - считает первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов.

Еще более откровенно по этому поводу высказался министр национальной экономики Ерболат Досаев, в момент принятия закона парламентом.

"В условиях нехватки бюджетных инвестиций, мы считаем, что именно государственно-частное партнерство является одним из лучших способов решением проблем в социальной сфере. Как показывает практика, в условиях, когда у нас были достаточно большие вложения бюджета, то у нас ни регионы, ни центральные органы не очень интересовались развитием самого государственно-частного партнерства. Сегодня мы заложили нормы, что частный бизнес будет иметь право инициировать создание такого ГЧП" – заявил Ерболат Досаев. По его словам, "ГЧП должно участвовать во всех сферах, где есть экономическая активность"

Необходимо отметить, что наряду с базовыми сферами, такими как образование, здравоохранение и строительство автодорог, новый закон предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики.

Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом Главы государства (например, особо охраняемые природные территории, водохозяйственные сооружения (плотины, гидроузлы), имеющие особое стратегическое значение и другие). Как пояснил, выступая на семинаре, прошедшем в НПП заместитель председателя правления АО "Центр ГЧП" Галымбек Мамраев "закон "О концессиях" и закон "О ГЧП" будут работать параллельно". "В концессиях были только базовые отрасли (образование, здравоохранение, транспорт, энергетика и ЖКХ), а в ГЧП таких ограничений нет. Сюда подходят проекты по уличному освещению, паркингам", - пояснил он.

Что касается других новаций, то предполагается существенно расширить контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ГЧП в инновациях), сервисных контрактов и лизинговых механизмов.

Новым законом определяются механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частным партнерами для реализации проекта. Институциональное ГЧП направлено на привлечение прямых инвестиций через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству. А именно, компания ГЧП (совместное предприятие, SPV) обладает специальной правоспособностью и может осуществлять лишь деятельность, направленную на реализацию проекта ГЧП. Компания ГЧП создается на срок реализации проекта ГЧП, после чего подлежит ликвидации, если иное не предусмотрено договором ГЧП.

Еще одно изменение – это внедрение механизма конкурентного диалога, когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в обсуждении и разработке концепции проекта, конкурсной документации и проекта договора ГЧП. Так же наряду с применяемыми одно- и двухэтапными конкурсами, законопроектом предполагается внедрение новых механизмов определения частного партнера, таких как заключение договора ГЧП путем прямых переговоров и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам ГЧП.

Более того, закон о ГЧП позволяет предпринимателям, имеющим в собственности объекты (детские сады, медучреждения и т.п.), самим инициировать проект ГЧП и в случае отсутствия альтернативных предложений, заключать договор с государственными органами без проведения конкурса на основании прямых переговоров.

"Появились прямые переговоры, все проекты могут быть инициированы как государством, так и частным бизнесом", - пояснил Галымбек Мамраев. 

Также он уточнил, в каких случаях предприниматель может избежать конкурса.

"Есть в законе статья, которая регулирует, какой проект подходит. Первое - это либо наличие объекта у частного сектора, который можно предлагать государству для реализации проекта. Допустим, здание под клинику. Второе, если есть исключительные права, какие-то инновации. Их тоже можно по частной финансовой инициативе продвигать. Это очень выгодно, потому что в данном случае можно избежать конкурса. Но мы оставляем механизм извещения", - сообщил Галымбек Мамраев.

 Кроме того, по проектам ГЧП стоимостью до 4 млн. МРП (8,4 млрд. тенге), реализуемым на основе типовой документации, конкурс проводится без экспертизы и предварительной квалификации (на основании реестра Национальной палаты предпринимателей). Соответственно НПП на республиканском уровне вместе с региональными палатами определяет подходы и формирует реестры предпринимателей для участия в местных ГЧП проектах без прохождения предварительной квалификации.

Как считает Галымбек Мамраев, НПП сможет участвовать в подготовке концепции экспертного заключения. "Если концепция будет содержать какие-то условия, не совсем выгодные для бизнеса, то вы сможете их поменять. Формирование реестра потенциальных частных партнеров, участие в конкурсной комиссии и участие в мониторинге реализации - по этим четырем функциям Национальная палата может участвовать. Основной момент для региональных палат - это то, что полномочия по проектам меньше 4 млн. МРП мы полностью передали на регионы. То есть акимат сам разрабатывает, утверждает, проводит экспертизу. Под эти лимиты подходят все поликлиники и многие другие проекты", - сообщил Галымбек Мамраев.

Председатель президиума НПП Тимур Кулибаев также считает необходимым активное взаимодействие частного бизнеса и государства в рамках ГЧП в социальной сфере. В частности, в здравоохранении.

"Необходимо определить ожидаемый положительный эффект как для государства, так и для частных медицинских организаций от участия частного сектора в оказании медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования и всесторонне оказать поддержку бизнесу в новых условиях", - заявил Тимур Кулибаев на встрече с секретариатом комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП. 

Он так же дал поручение внести комплекс мер по действующему механизму передачи объектов здравоохранения в доверительное управление с учётом предложений Национальной палаты предпринимателей и медицинских коллективов, учитывая, что "институт государственно-частного партнерства играет важную роль в решении общих задач бизнеса и государства".

Необходимо отметить, что новым законодательством предусматривается четкое определение форм участия субъектов ГЧП: государства, частного сектора и квазигосударственных юридических лиц (АО, ТОО с государственным участием) в проектах ГЧП.

Так, государство выделяет земельные участки под проект ГЧП, осуществляет государственную поддержку и выплаты (в т.ч. вхождение в уставный капитал), обеспечивает инженерной инфраструктурой, передает объекты государственной собственности в пользование или управление.

Частный сектор осуществляет финансирование проектов ГЧП, управление проектами ГЧП, проектирование объектов ГЧП, передачу имущества, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, непосредственное создание (реконструкцию) и (или)эксплуатацию объектов ГЧП, участие в создании и деятельности юридических лиц, реализующих проекты ГЧП.

Что касается квазигосударственного сектора, то он участвует в создании компании ГЧП, передает имущество, финансирует проекты ГЧП, оказывает сервисную поддержку проектов ГЧП, предоставляет услуги технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон, участвует в создании научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров.

Предусмотрены также меры господдержки для всех проектов, реализуемым на основе ГЧП. В их числе - ​субсидии, ​ компенсация инвестиционных затрат, ​компенсация операционных затрат, ​вознаграждение за управление, плата за доступность, ​поручительства государства по инфраструктурным облигациям, ​государственные гарантии по займам, ​передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставление натурных грантов, а также софинансирование проектов ГЧП, гарантия потребления государством.

"Принятие закона о ГЧП позволит обеспечить эффективное выполнение государственных обязательств, не наращивая бюджетные расходы и долю государственного сектора в экономике", -  считает Ерболат Досаев.

По данным Марата Кусаинова, в настоящий момент на различных стадиях готовности находятся 102 ГЧП-проекта: на республиканском уровне прорабатываются 8 проектов, на региональном уровне – 94. По утверждению первого вице-министра национальной экономики, "для дальнейшего ускорения развития ГЧП в рамках Антикризисного плана правительства в программы развития территорий включен индикатор по реализации не менее 5 проектов ГЧП в год".

 

Александр Константинов

rahmon_naznachil_doch_glavoy_ispolnitelnogo_apparata_prezidenta

investor_pokidaet_kazahstan

kazagrogarant_stanet_perestrahovschikom

evraz_priostanovil_proizvodstvo_na_zavode_v_kazahstane

v_es_rassmatrivayut_variant_zakrytiya_shengenskoy_zony_na_dva_goda

загрузка

×