НПП вместе с региональными палатами должна сформировать реестры предпринимателей для участия в местных ГЧП проектах без прохождения предварительной квалификации.
Такая новелла закреплена в новом законодательстве, регулирующем механизм государственно-частного партнерства.
"Национальной палате предпринимателей необходимо усилить взаимодействие с госорганами в рамках ГЧП, оказывать поддержку в поиске проектов, их сопровождении. В новых экономических условиях партнерство такого рода может только дать дополнительные возможности для развития", - такое поручение дал своим сотрудникам председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев.
Напомним, что целью принятого в ноябре прошлого закона нового закона "О государственно-частном партнерстве", а также закона "О концессиях" является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между Республикой Казахстан и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг. В частности, в качестве основы новой бюджетной политики предусмотрено реформирование подходов по государственным инвестициям с приоритетом на ГЧП. Так разработан механизм рассмотрения проектов, определение вида и способа финансирования государственных инвестиционных проектов на начальной стадии проработки проекта. То есть, решения по бюджетному финансированию проектов предлагается принимать только в случаях неосуществимости либо нецелесообразности реализации проекта за счет ГЧП или частных инвестиций.
"В нынешних условиях ГЧП становится реальной альтернативой реализации государственно важных проектов путем построения долгосрочного сотрудничества Правительства и бизнеса на взаимовыгодных условиях", - считает первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов.
Еще более откровенно по этому поводу высказался министр национальной экономики Ерболат Досаев, в момент принятия закона парламентом.
"В условиях нехватки бюджетных инвестиций, мы считаем, что именно государственно-частное партнерство является одним из лучших способов решением проблем в социальной сфере. Как показывает практика, в условиях, когда у нас были достаточно большие вложения бюджета, то у нас ни регионы, ни центральные органы не очень интересовались развитием самого государственно-частного партнерства. Сегодня мы заложили нормы, что частный бизнес будет иметь право инициировать создание такого ГЧП" – заявил Ерболат Досаев. По его словам, "ГЧП должно участвовать во всех сферах, где есть экономическая активность"
Необходимо отметить, что наряду с базовыми сферами, такими как образование, здравоохранение и строительство автодорог, новый закон предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики.
Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом Главы государства (например, особо охраняемые природные территории, водохозяйственные сооружения (плотины, гидроузлы), имеющие особое стратегическое значение и другие). Как пояснил, выступая на семинаре, прошедшем в НПП заместитель председателя правления АО "Центр ГЧП" Галымбек Мамраев "закон "О концессиях" и закон "О ГЧП" будут работать параллельно". "В концессиях были только базовые отрасли (образование, здравоохранение, транспорт, энергетика и ЖКХ), а в ГЧП таких ограничений нет. Сюда подходят проекты по уличному освещению, паркингам", - пояснил он.
Что касается других новаций, то предполагается существенно расширить контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ГЧП в инновациях), сервисных контрактов и лизинговых механизмов.
Новым законом определяются механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частным партнерами для реализации проекта. Институциональное ГЧП направлено на привлечение прямых инвестиций через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству. А именно, компания ГЧП (совместное предприятие, SPV) обладает специальной правоспособностью и может осуществлять лишь деятельность, направленную на реализацию проекта ГЧП. Компания ГЧП создается на срок реализации проекта ГЧП, после чего подлежит ликвидации, если иное не предусмотрено договором ГЧП.
Еще одно изменение – это внедрение механизма конкурентного диалога, когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в обсуждении и разработке концепции проекта, конкурсной документации и проекта договора ГЧП. Так же наряду с применяемыми одно- и двухэтапными конкурсами, законопроектом предполагается внедрение новых механизмов определения частного партнера, таких как заключение договора ГЧП путем прямых переговоров и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам ГЧП.
Более того, закон о ГЧП позволяет предпринимателям, имеющим в собственности объекты (детские сады, медучреждения и т.п.), самим инициировать проект ГЧП и в случае отсутствия альтернативных предложений, заключать договор с государственными органами без проведения конкурса на основании прямых переговоров.
"Появились прямые переговоры, все проекты могут быть инициированы как государством, так и частным бизнесом", - пояснил Галымбек Мамраев.
Также он уточнил, в каких случаях предприниматель может избежать конкурса.
"Есть в законе статья, которая регулирует, какой проект подходит. Первое - это либо наличие объекта у частного сектора, который можно предлагать государству для реализации проекта. Допустим, здание под клинику. Второе, если есть исключительные права, какие-то инновации. Их тоже можно по частной финансовой инициативе продвигать. Это очень выгодно, потому что в данном случае можно избежать конкурса. Но мы оставляем механизм извещения", - сообщил Галымбек Мамраев.
Кроме того, по проектам ГЧП стоимостью до 4 млн. МРП (8,4 млрд. тенге), реализуемым на основе типовой документации, конкурс проводится без экспертизы и предварительной квалификации (на основании реестра Национальной палаты предпринимателей). Соответственно НПП на республиканском уровне вместе с региональными палатами определяет подходы и формирует реестры предпринимателей для участия в местных ГЧП проектах без прохождения предварительной квалификации.
Как считает Галымбек Мамраев, НПП сможет участвовать в подготовке концепции экспертного заключения. "Если концепция будет содержать какие-то условия, не совсем выгодные для бизнеса, то вы сможете их поменять. Формирование реестра потенциальных частных партнеров, участие в конкурсной комиссии и участие в мониторинге реализации - по этим четырем функциям Национальная палата может участвовать. Основной момент для региональных палат - это то, что полномочия по проектам меньше 4 млн. МРП мы полностью передали на регионы. То есть акимат сам разрабатывает, утверждает, проводит экспертизу. Под эти лимиты подходят все поликлиники и многие другие проекты", - сообщил Галымбек Мамраев.
Председатель президиума НПП Тимур Кулибаев также считает необходимым активное взаимодействие частного бизнеса и государства в рамках ГЧП в социальной сфере. В частности, в здравоохранении.
"Необходимо определить ожидаемый положительный эффект как для государства, так и для частных медицинских организаций от участия частного сектора в оказании медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования и всесторонне оказать поддержку бизнесу в новых условиях", - заявил Тимур Кулибаев на встрече с секретариатом комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП.
Он так же дал поручение внести комплекс мер по действующему механизму передачи объектов здравоохранения в доверительное управление с учётом предложений Национальной палаты предпринимателей и медицинских коллективов, учитывая, что "институт государственно-частного партнерства играет важную роль в решении общих задач бизнеса и государства".
Необходимо отметить, что новым законодательством предусматривается четкое определение форм участия субъектов ГЧП: государства, частного сектора и квазигосударственных юридических лиц (АО, ТОО с государственным участием) в проектах ГЧП.
Так, государство выделяет земельные участки под проект ГЧП, осуществляет государственную поддержку и выплаты (в т.ч. вхождение в уставный капитал), обеспечивает инженерной инфраструктурой, передает объекты государственной собственности в пользование или управление.
Частный сектор осуществляет финансирование проектов ГЧП, управление проектами ГЧП, проектирование объектов ГЧП, передачу имущества, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, непосредственное создание (реконструкцию) и (или)эксплуатацию объектов ГЧП, участие в создании и деятельности юридических лиц, реализующих проекты ГЧП.
Что касается квазигосударственного сектора, то он участвует в создании компании ГЧП, передает имущество, финансирует проекты ГЧП, оказывает сервисную поддержку проектов ГЧП, предоставляет услуги технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон, участвует в создании научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров.
Предусмотрены также меры господдержки для всех проектов, реализуемым на основе ГЧП. В их числе - субсидии, компенсация инвестиционных затрат, компенсация операционных затрат, вознаграждение за управление, плата за доступность, поручительства государства по инфраструктурным облигациям, государственные гарантии по займам, передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставление натурных грантов, а также софинансирование проектов ГЧП, гарантия потребления государством.
"Принятие закона о ГЧП позволит обеспечить эффективное выполнение государственных обязательств, не наращивая бюджетные расходы и долю государственного сектора в экономике", - считает Ерболат Досаев.
По данным Марата Кусаинова, в настоящий момент на различных стадиях готовности находятся 102 ГЧП-проекта: на республиканском уровне прорабатываются 8 проектов, на региональном уровне – 94. По утверждению первого вице-министра национальной экономики, "для дальнейшего ускорения развития ГЧП в рамках Антикризисного плана правительства в программы развития территорий включен индикатор по реализации не менее 5 проектов ГЧП в год".
Александр Константинов