12 января 2016 года на площадке Нацпалаты "Атамекен" планируется заседание с участием всех заинтересованных в проблеме сторон.
"В ноябре 2014 года Комитетом гражданской авиации в Национальную палату предпринимателей был направлен проект приказа "Об утверждении правил допуска авиакомпании к выполнению регулярных внутренних коммерческих перевозок". Мы дали два экспертных заключения. В первом мы просили провести совещание по данному вопросу. 10 марта они повторно внесли этот же проект приказа. Мы на него дали более конкретный ответ. Для введения квалификационных требований о наличии сертификата производственного аудита безопасности авиакомпании IOSA мы полагаем необходимым актуализировать требования IOSA в виде национальных правил в сфере гражданской авиации или в виде авиационных стандартов в соответствии со статьей 7 закона РК "Об использовании воздушного пространства РК", - рассказал секретарь Секретариата логистики и перевозок Канат Мукушев.
Он подчеркнул, что данные стандарты рекомендовала ввести международная ассоциация воздушного транспорта IATA, которая является общественной организацией. "На территории Казахстана, так же, как и на территории любой другой страны, рекомендации общественной организации необязательны. Наши же госорганы ввели эти правила как обязательные условия для выполнения регулярных внутренних рейсов. До этого документа должен был другой документ родиться: о том, что сертификат IOSA распространяется на территории РК. Если бы был такой документ, никто бы не возражал против новых правил", - пояснил Мукушев.
Однако рекомендации Национальной палаты не были учтены Комитетом гражданской авиации МИР РК. Тогда в августе 2015 года НПП направила письмо в госорган с просьбой обосновать причины несогласия с замечаниями, указанными в экспертном заключении Палаты. В ответ НПП "Атамекен" получила лишь отписку. На этом Национальная палата не остановилась, и 16 ноября 2015 года направила письмо в Главную транспортную прокуратуру РК письмо с просьбой проверить законность установления квалификационных требований о наличии сертификата IOSA. Ответ от Главной транспортной прокуратуры пришел 18 декабря 2015 года. В нем была обозначена позиция госоргана о том, что установление авиационных стандартов международных организации в сфере гражданской авиации, осуществляющим внутренние регулярные перевозки, не противоречит национальному законодательству.
Стоит отметить, что в декабре 2015 года в НПП РК поступили письма от авиакомпаний "SCAT" и "QAZAQ AIR". Оба перевозчика выступили за нововведения.
Вместе с тем авиакомпания "Bek Air" просит у НПП оказать содействие в установлении законности квалификационных требований по наличию сертификатов аудита. "Bek Air" направила письмо в Генеральную прокуратуру, а также подала исковое заявление в судебные органы о незаконности установления новых требований.
"НПП РК "Атамекен" считает, что, во-первых, требования и стандарты международных неправительственных общественных организации (в частности международной организации IATA) могут быть приняты и применены на территории РК в случае их актуализации в виде национальных правил, во-вторых, установленные требования прохождения аудита IOSA существенно ограничат развитие конкуренции в сфере воздушных перевозок внутри Казахстана. Учитывая, что у авиакомпаний РК нет единой позиции по данному вопросу, то необходимо вынести данную проблему на заседание подкомитета гражданской авиации Комитета логистики и перевозок НПП РК", - заключил глава Секретариата.
Заседание на площадке НПП с участием всех заинтересованных сторон, в том числе Комитета гражданской авиации, Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, а также самой компании IATA запланировано на 12 января 2016 года.