DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Нурсултан Назарбаев: «На первых порах мы написали много полномочий президенту»

Нурсултан Назарбаев: «На первых порах мы написали много полномочий президенту»

Правительству предлагают добавить самостоятельности и ответственности.

24 Январь 2017 23:45 4368

Нурсултан Назарбаев: «На первых порах мы написали много полномочий президенту»

Автор:

Саян Абаев

Фото: akorda.kz

Президент РК Нурсултан Назарбаев провел заседание рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. В ходе заседания глава государства отметил, что вопрос перераспределения полномочий между ветвями государственной власти является последовательным и закономерным этапом развития республики. При этом количество полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции президента Казахстана, предлагается снизить.

«Настало время идти в ногу со временем. Пять институциональных реформ, которые я предложил. Пятая реформа – «открытое правительство» – предполагает именно больше дать экономических исполнительных функций правительству, а за президентом оставить основные вопросы государственной жизни и управления, стабильности и защиты Конституции, обеспечения нормальной работы между ветвями власти, обороноспособность, внешняя политика – достаточно. Но на первых порах мы написали много полномочий президенту – это в законах многих. Было 45 таких полномочий. Теперь больше 30 полномочий, которые смело можно передать правительству и парламенту для решения, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Например, утверждение программ, создание новых органов управления и так далее. Таких много, и их мы передаем и повышаем роль парламента, безусловно, потому что в наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями, которые победили, коалицией, советуясь с которыми, президент должен назначать правительство после совета с парламентом. Повышается роль парламента в отношении правительства. Во многих вопросах там в проекте все это определено».

Кроме того, Нурсултан Назарбаев отдельно остановился на вопросах ответственности государственных органов за проводимые реформы и их успешную реализацию.

Руководитель рабочей группы Адильбек Джаксыбеков доложил главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти.

«В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям. Первое: это предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию, – сказал он. – В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства».

Он отметил, что Верховным судом и генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию.

«Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений», – сказал г-н Джаксыбеков.

Кроме того, рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий парламента и его палат, в том числе при формировании правительства. Также предложено усилить подотчетность правительства перед парламентом и его палатами.

Кроме того, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы, также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций Верховного суда и об определении требований, предъявляемых к судьям.

«Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля. Таким образом, на ваше рассмотрение вносятся базовые подходы, предполагающие перераспределение законодательно установленных полномочий без изменения Конституции. Также выработаны и вносятся на ваше рассмотрение подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные прежде всего на расширение полномочий парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности правительства», - сказал Адильбек Джаксыбеков.

Член рабочей группы Зинаида Федотова отметила конструктивный характер представленных поправок.

«Мы передаем в основном организационно-исполнительные функции, которыми должно обладать правительство. Это теперь и ответственность правительства. В части деятельности парламента мы видим, что мажилис в основном наделяется полномочиями по согласованию», - сказала профессор академии государственного управления.

Наряду с этим рабочей группой были проанализированы 11 конституционных законов, 20 кодексов и 298 законов. Нормы, которые устанавливают полномочия президента, содержатся в 11 кодексах и 80 законах. Правительством совместно с рабочей группой выработаны 32 предложения по перераспределению полномочий главы государства, которые предполагают внесение изменений в законы, не требующие изменений Конституции».

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Конституционный совет РК огласил свое решение по обращению президента

По мнению совета, из основного закона вытекает право главы государства на отставку.

15 Февраль 2019 16:36 1339

Конституционный совет РК огласил свое решение по обращению президента

Фото: tengrinews.kz

Оглашено принятое по обращению президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева нормативное постановление Конституционного совета об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции Республики, сообщает пресс-служба КС в пятницу, 15 февраля.

Напомним, в своем обращении глава государства просил ответить на следующий вопрос:

«Является ли исчерпывающим установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан перечень оснований досрочного прекращения полномочий президента Республики Казахстан?».

Конституционный совет разъяснил, что указанная норма Конституции не содержит полного перечня оснований досрочного прекращения полномочий президента Республики. 

«По мнению совета, из основного закона вытекает право главы государства на отставку. Данное право является элементом президентской формы правления и конституционного статуса президента страны. Оно принадлежит президенту, и как человеку, и как гражданину Казахстана, и следует также из других положений Конституции, закрепляющих конституционные права каждого индивида, в частности на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (пункт 1 статьи 13, пункт 1 статьи 24 и другое)», – сказано в оглашенном решении.

«Конституционный совет считает, что имеющееся в пункте 3 статьи 42 Конституции словосочетание «а также в случае досрочного освобождения… президента от должности…» охватывает и отставку главы государства как основание досрочного прекращения его полномочий», – резюмировали в КС.

Напомним, действующий президент РК обратился в Конституционный совет за официальным толкованием нормы о прекращении полномочий президента на прошлой неделе. Данное событие вызвало широкий резонанс в СМИ. Казахстанские политологи в качестве одной из причин обращения предположили вероятность проведения досрочных президентских выборов в стране. Однако Нурсултан Назарбаев решительно опроверг данные догадки.

Досрочных выборов не будет

Президент прокомментировал свое обращение в Конституционный совет.

05 Февраль 2019 15:47 1566

Досрочных выборов не будет

Нурсултан Назарбаев прокомментировал свое обращение в Конституционный совет, сделанное накануне. Соответствующее видео было опубликовано пресс-службой Акорды.

«Хотел бы дать короткий ответ в связи с моим обращением в Конституционный совет. Это абсолютно рутинный вопрос государства. С момента принятия Конституции Республики Казахстан в 1995 году по настоящее время в Конституционный совет было направлено 220 обращений, в том числе 22 президентских обращения. Согласно Закону «О Конституционном совете РК», правом официального толкования Конституции обладает Конституционный совет. Наличие пробелов в законодательстве является нормальным явлением. Например, в Конституции не определены условия замены президента, а также не предусмотрены случаи его добровольного ухода в отставку. Во всех конституциях мира существуют такие нормы. В связи с большой актуальностью данных аспектов я попросил Конституционный совет разъяснить эти положения», – сказал президент.

Напомним, обращение Нурсултана Назарбаева вызвало широкий резонанс в СМИ. Ранее abctv.kz публиковал мнения казахстанских политологов относительно возможных причин данного обращения. В качестве одной из них эксперты предположили вероятность проведения досрочных президентских выборов в стране. Однако Нурсултан Назарбаев решительно опроверг данные догадки:

«Сегодня общество интересует вопрос выборов. Однако не стоит создавать ажиотаж вокруг этой темы. В Конституции страны, Конституционном законе «О президенте Республики Казахстан» четко расписаны порядок и время проведения выборов, сроки окончания полномочий. В рамках Конституции президент имеет право объявлять досрочные выборы, однако подобное не предвидится. Поэтому необходимо сохранять спокойствие и продолжать заниматься повседневной деятельностью», – резюмировал глава государства

Напомним, в понедельник Конституционный совет Казахстана принял к производству обращение президента республики Нурсултана Назарбаева об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции, о чем сообщила пресс-служба КС.

«В соответствии с Конституционным законом «О Конституционном совете Республики Казахстан» начата работа по подготовке материалов к заседанию Конституционного совета, на котором указанное обращение будет рассмотрено по существу», – говорится в сообщении.

П. 3 ст. 42 Конституции Казахстана гласит:

«Полномочия президента республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного президента республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения президента от должности либо его кончины. Все бывшие президенты республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-президента Республики Казахстан».

Сара Бухина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: