"Все мы понимаем, что Международный финансовый центр "Астана" – довольно амбициозный проект, поэтому экономические результаты деятельности центра должны конкретно выражаться в ускорении роста ВВП за счет притока прямых иностранных инвестиций, на что мы надеемся", - заявил Нурсултан Назарбаев в ходе пленарного заседания Совета иностранных инвесторов в пятницу. И сослался на расчеты экономистов, согласно которым итоговый совокупный эффект от создания центра и его "региональной экспансии" может составить около 40 миллиардов долларов в ближайшие 10 лет. Помимо этого, появление площадки МФЦА должно повлечь за собой, по словам президента Казахстана, более двух тысяч квалифицированных новых рабочих мест. "На базе финцентра планируется создание площадки для недропользователей на примере биржи Торонто, где каждая компания сможет привлечь капитал для развития своего проекта. Думаю, руководители предприятий, сидящие в этом зале, поддержат эту идею", — добавил глава государства.
Говоря о том, что для этого готов сделать Казахстан, лидер страны заверил участников заседания, что в МФЦА будут созданы благоприятные условия для развития новых финансовых технологий, гибкая регуляторная среда и современная инфраструктура в виде центра обработки данных, а также инкубаторов для тестирования новых технологий. "Наша первоочередная задача – привлечь в экономику финансовые ресурсы, превратить отечественный финансовый сектор в отрасль экономики мирового масштаба", — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. При этом президент Казахстана не преминул напомнить, что в настоящий момент, по оценкам экспертов и самих иностранных инвесторов, в Казахстане и так созданы "лучшие условия в регионе для инвестиций". И в развитие этой мысли подчеркнул, что, согласно договоренностям с международными финансовыми организациями, в течение ближайших пяти лет в Казахстан будет привлечено около 9 миллиардов долларов на развитие предпринимательства, финансового сектора, инфраструктуры, электроэнергетики, а также на проведение институциональных реформ.
"Вы хорошо знаете, что никто в нашем регионе не пользуется таким доверием финансовых институтов и ни к кому такие инвестиции не пришли", — заявил г-н Назарбаев. После чего вспомнил, как уговаривал иностранные компании инвестировать свои деньги в казахстанскую экономику. "Двадцать один год тому назад я впервые вел переговоры с компанией Chevron, приглашая эту компанию в Казахстан, - сказал глава государства. - Я сидел напротив тогдашнего президента компании, господина Дерра (бывшего президента корпорации Chevron Кеннета Дерра — прим. авт.) и спорил с ним насчет налогов: сколько Казахстану, сколько ему, какая территория. И он мне говорит: "Господин президент, у вас законов нет, у вас специалистов нет, у вас технологий нет. На что нам надеяться? О чем вы нас убеждаете?". "Я говорю: "У меня единственный аргумент — вы должны поверить мне". Считаю, что я их не подвел. Они успешно работают здесь в Казахстане. Я продолжаю говорить: "Верьте мне", хотя сейчас есть и законы, подготовленные кадры", — добавил он.
В качестве дополнительных аргументов выгод прихода иностранных компаний в Казахстан вообще и на площадку МФЦА – в частности, лидер Казахстана также сослался на продолжающуюся в стране работу по улучшению инвестиционного климата, нацеленную на внедрение в Казахстане стандартов ОЭСР. "К примеру, в этом году во всех регионах Казахстана открыты сектора обслуживания инвесторов по принципу "одного окна". Создан институт инвестиционного омбудсмена, правительственные региональные советы по вопросам привлечения инвесторов, - перечислил Нурсултан Назарбаев. - Если в 2015 году в списке в стран с безвизовым режимом для приезда в Казахстан было 35 стран, то в 2017 году будет 54 страны".
Представители же иностранных деловых кругов в свою очередь дали понять, что готовы не только приходить в Казахстан, но и помогать стране в этой самой работе по улучшению бизнес-климата. Так, председатель правления ассоциации "Казахстанский совет иностранных инвесторов" Ульф Вокурка предложил на этом заседании декриминализировать в Казахстане налоговые правонарушения. "Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц компаний-инвесторов за незначительные налоговые правонарушения остается проблемным вопросом, - заметил Ульф Вокурка. - Сравнительно небольшое пороговое значение в размере 20 тысяч месячных расчетных показателей, это приблизительно 42 миллиона тенге или 126 тысяч долларов в виде неуплаченных налогов является основанием для возбуждения уголовного дела. Предлагаем провести декриминализацию налоговых правонарушений, а именно исключить уголовную ответственность в случае добровольной уплаты налогов и штрафов".
Представитель ассоциации аргументировал это тем, что иностранные инвесторы в Казахстане – это, как правило, крупные налогоплательщики, и малейшая ошибка в их налоговых расчетах может привести "к сумме недоимки, превышающей пороговое значение", за которой, согласно действующему законодательству, наступает уголовная ответственность. "Ущерб бюджету при этом полностью возмещается уплаченными суммами налогов, пений и существенных штрафов. Дополнительное привлечение к уголовной ответственности за это же правонарушение является, по нашему мнению, нецелесообразным", — подчеркнул Ульф Вокурка. А заместитель генерального директора – член международного исполнительного комитета фирмы Baker & McKenzie Эрик Шеер заявил, что появление при МФЦА таких структур, как независимый суд и арбитражный центр потребует внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан.
"Для создания Суда полагаем необходимым внесение изменений в Конституцию Республики Казахстан, — сказал Эрик Шеер. - Конституционный закон "О международном финансовом центре "Астана" не изменил положений Конституции – и этот закон по-прежнему может быть отменен двумя третями голосов парламентариев. Помимо этого, существует целый ряд серьезных конституционных вопросов в части создания нового суда при МФЦА, которые уже озвучивали и парламентарии, и правоведы. К ним относятся следующие: создается вторая судебная система, отличающаяся от системы, предусмотренной Конституцией, независимость новой судебной системы, возможность привлечения к рассматриваемым в стране спора иностранных судей, возможность применения иностранного права и иностранных процессуальных норм судом в Казахстане и, наконец, возможность Совета по управлению МФЦА принимать акты международного финансового центра. В отсутствие ясности по данным вопросам в соответствии с Конституцией Республики Казахстан существует возможность оспаривания статуса Суда МФЦА и законности его решений", — считает он.
Он напомнил, что при создании Международного финансового центра "Дубаи" в Конституцию Объединенных Арабских Эмиратов были внесены изменения "для устранения неоднозначности по подобным вопросам". "Полагаем необходимым и здесь последовать примеру ОАЭ – и внести в Конституцию страны требуемые изменения", — подчеркнул представитель руководства Baker & McKenzie.
Игорь Воротной