/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
«Компания, мотивирующая сотрудников развиваться и работать над собой, обречена на успех»

«Компания, мотивирующая сотрудников развиваться и работать над собой, обречена на успех»

Глава бюро непрерывного профессионального развития МФЦА Нурсултан Серикбай – о «черном поясе» по финансам, развитии человеческого капитала и обучении в течение всей жизни.

07:00 06 Август 2018 8794

«Компания, мотивирующая сотрудников развиваться и работать над собой, обречена на успех»

Автор:

Сара Бухина

– С какой целью создавалось бюро Международного финансового центра «Астана» (МФЦА)? Центр явно не испытывает нехватки в топовых кадрах.

– Квалифицированных специалистов по определению не может быть много. Мы изучали опыт других крупных финансовых центров. Как правило, основу их штатов составляют экспаты, что, в свою очередь, не способствует развитию локального человеческого капитала. Ключевая задача бюро – выстроить системную работу по подготовке высококвалифицированных казахстанских кадров, как для работы в МФЦА, так и в любой другой отечественной или иностранной финансовой структуре.

По окончании обучения наши студенты зачисляются в кадровый резерв бюро. В настоящее время в МФЦА зарегистрировано более 60 компаний, большинство из которых испытывают потребность в найме высококвалифицированного персонала. По запросу работодателя мы находим кандидатов, соответствующих всем его требованиям по образованию и опыту работы. Работодатель лишь оценивает, подходит ли кандидат под концепцию его компании. Сегодня карьерный центр бюро насчитывает более 2000 резюме. До 2020 года мы планируем обучить 5000 профессионалов, которые будут обладать навыками, знаниями и опытом для работы в крупнейших компаниях МФЦА и финансового рынка региона.

– Какие программы подготовки сейчас открыты в бюро МФЦА?

– На данный момент запущено семь международных программ сертификации, в том числе «Инвестиционный менеджмент» (CFA, Chartered Financial Analyst), «Риск-менеджмент» (FRM, Financial Risk Manager), «Бухгалтерский учет и аудит» (ACCA, Association of Chartered Certified Accountants). Все программы обучения рассчитаны на то, чтобы знания и навыки наших выпускников пользовались спросом во всем мире.

Также работает программа Train the trainer, цель которой – создание «конвейера» по подготовке преподавателей по ведущим международным методикам. Мы планируем подготовить 50 казахстанских тренеров, которые будут передавать обучающимся бюро свои знания и опыт.

Всего за последние полтора года мы обучили около 700 профессионалов по различным программам. Только с начала этого года к экзамену CFA мы подготовили 84 человека, к FRM – 40 человек, по программе аудита на базе сертификации АССА обучение прошло 60 профессионалов. Особым поводом нашей гордости является то, что средний балл казахстанских претендентов, прошедших обучение на базе бюро, выше среднемирового.

– Кто является «целевой аудиторией» бюро МФЦА?

– Ядро аудитории бюро МФЦА составляют, конечно, сотрудники банковского сектора и финансовых организаций. Радует рост интереса к нашим программам госслужащих и сотрудников квазигосударственного сектора – потребность в развитии не зависит от должности и места работы.

Мы нередко сталкиваемся с мифом о том, что сертификаты по финансам будут полезны только для финансистов или что специалистам из других сфер в мире финансов делать нечего. На самом деле пройти обучение по программам бюро может любой специалист, а такие программы, как CFA, FRM и другие, будут полезны и юристу, и программисту.

– Даже если юрист или программист никогда не будут работать в сфере финансов?

– Важно помнить, что знания, полученные при подготовке к сертификации, – это не только шанс на получение престижного места работы, но и глубокое понимание повседневных финансовых процессов, крайне важное для современного человека.

«Порог вхождения» в финансы определяется только и исключительно желанием работать над собой. Есть пример, когда казахстанский специалист в сфере международных отношений с первой попытки сдал все три уровня CFA, или, как мы его называем, «черный пояс» по финансам. Но это, скорее, исключение, чем правило: CFA и иные международные сертификации – это действительно тяжелое испытание, к которому нужно основательно готовиться. Но одержимого новыми знаниями человека, решившегося получить топовый международный сертификат, ничто не остановит.

– Престижные международные сертификаты – удовольствие не из дешевых…

– Бюро МФЦА внедрило специальный механизм условных грантов (conditional grants), когда казахстанский гражданин получает финансирование не до поступления на курс, а по его окончании. Этот механизм, как показала практика, является отличным дополнительным мотиватором: наши профессионалы заинтересованы в прохождении курсов и подготовке, так как они уже оплатили обучение и имеют возможность возместить все затраты в случае успешной сдачи международной программы сертификации.

– Способна ли сертификация заменить многолетнее обучение в университете?

– На мой взгляд, университеты в их нынешнем виде постепенно утрачивают актуальность. Сейчас очень сложно удивить работодателя дипломом топовых казахстанских или международных вузов, и люди больше фокусируются на профессиональных программах развития.

С другой стороны, очевидно, что знания и умения быстро утрачивают актуальность. Обучение в течение всей жизни – это не просто фигура речи, а объективная данность для тех, кто хочет всегда быть востребованным на рынке труда.

– Сейчас работодатели много говорят о важности эмоционального интеллекта (EQ). Что все-таки важнее – IQ или EQ?

– Я считаю, что между IQ и EQ важно найти баланс. Высокий IQ – это здорово, но профессионал должен быть эмоционально зрелым и осознанно подходить к новым навыкам и идеям. Именно поэтому бюро, помимо развития hard skills, развивает и soft skills. Помимо успешной сдачи основного экзамена, в рамках программы условных грантов каждый студент бюро должен пройти пять из отобранных нами 23 курсов по развитию EQ от Coursera – крупнейшей в мире образовательной онлайн-платформы.

Сара Бухина

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Куда после карантина пойдут дошколята?

27 Май 2020 09:14 1912

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Этот вопрос может стать острым, частный сектор дошкольного образования сейчас переживает не лучшие времена.

И даже открытие дежурных групп не спасает их, поскольку многие родители еще побаиваются водить в сады своих детей. По словам предпринимателя из Кызылорды Натальи Мишуковой, в дежурных группах по двое-трое детей и содержать учреждение ради такого числа детей невыгодно.

«Если не будет поддержки от государства, с той же самой дотацией, вы понимаете, сколько народу реально может выйти на забастовку», – говорит она на онлайн-совещании с участием НПП «Атамекен».

Практически у всех дошкольных организаций в разных регионах страны аналогичная ситуация. Есть проблемы с арендой помещений либо с банковскими платежами, с выплатой зарплаты воспитателям.

По словам директора детсадов в столице Айшат Вагаповой, они готовились к открытию к 1 июня, вызвали на работу своих сотрудников, подготовили запас дезсредств, масок, ковриков. Но после снятия режима ЧП прекратилось и госфинансирование.

«У меня почти 100 человек сотрудников, я им должна выплатить зарплату. А сегодня выясняется, что нет документа после ЧП, на основании которого будут выплачивать (госзаказ). Все руководители частных дошкольных организаций в панике. 70% в городе частных детсадов в столице в арендуемых помещениях, и нам никто не делает скидок! В трех садах у меня аренда, выставляют счета, хотя в мае мы не работали. Мы на грани закрытия! Как мы будем выживать, если нам не будут выплачивать в полном объеме госзаказ?!» – говорит она

Ее, как и других представителей МСБ, волнует будущее, которое становится весьма туманным с учетом прогнозов о второй волне коронавируса этой осенью и отсутствием госпомощи.

«Это крик души», – говорит женщина, ведь в детсады было столько вложено, в инфраструктуру, в людей, и закрыть их одним махом – решить судьбу многих работников, детей и их родных.

Как отметила предприниматель Кулянда Батырбекова из Алматинской области, у них в регионе более 600 детсадов получали госзаказ, а это значит, что более 50 тысяч детей могут остаться без должного присмотра, а 8 тыс. работников – пополнить ряды безработных.

По данным зампредседателя НПП «Атамекен» Олжаса Ордабаева, в Казахстане работают 4428 частных детских дошкольных учреждений, которые посещают 339 тысяч детей. 70 тысяч человек – это обслуживающий персонал.

«Сады могут просто закрыться, и непонятно, куда после окончания карантина пойдут наши дети», – говорит он.

Ордабаев предложил участникам совещания написать коллективное письмо для решения проблемы на уровне межведомственной комиссии, поскольку одно минобразования не все может решить.

«Вопрос стоит достаточно жестко, большое высвобождение на рынок пойдет. Говорили про дорожную карту бизнеса, но нужно понимать, что это в основном строительные проекты. Нянечек и воспитателей не отправишь на строительство зданий и дорог. Единственным вариантом является то, чтобы сохранить им рабочие места. Для этого нужна поддержка детсадов. Насколько я знаю, МОН прорабатывает совместно с минфином этот вопрос, но не все так просто, не все в их руках. Однозначно нужно стоять на том, чтобы сохранить госзаказ, чтобы выплачивать хотя бы минимальную зарплату работникам», – говорит он.

По мнению Олжаса Ордабаева, ситуацию можно было бы выправить, если бы государство продолжило бы выплачивать 42 500 тенге тем предпринимателям, чья деятельность не разрешена в карантинный период.

К работе совещания подключился и председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов.

Он поделился видением ситуации на дальнейшую перспективу. Представитель НПП предлагает параллельно вносить предложение, чтобы в будущем подушевое госфинансирование было трехлетним, как и бюджет страны.

«То есть заключается контракт на три года, а с теми, кто только начинает, – на год. По родительской плате ограничений (со стороны госорганов) не должно быть. Ведь это риск предпринимателя. Если он завышает цену, никто в сады отдавать детей не будет. А если будет плата минимальной, то рентабельность будет падать», – говорит он.

Также он считает необходимым пересмотреть бизнес-модель детсадов.

«Все-таки частные детсады – это коммерческое предприятие, хотим мы этого или нет. По всей видимости, в дальнейшем, после коронавируса, нам нужно думать о том, чтобы коммерциализировать деятельность детсадов. Это будут дополнительные кружки английского или подготовка к школе, или сдача помещений в субаренду», – говорит он.

К сожалению, не удалось присоединиться к дискуссии представителям минобразования.

Но уже сейчас становится понятно, что данная сфера – дошкольное воспитание детей – затрагивает не только их участок ответственности, ведь дети и их воспитание, возможность родителям работать – это, по сути, тот вопрос, который касается развития общества в целом, экономики страны. Одно государство справиться с этим и обеспечить всех местами в детсадах в одиночку не сможет. В НПП намерены провести массовое анкетирование предпринимателей частного дошкольного сектора образования, чтобы отстаивать интересы этого бизнеса с цифрами на руках.

Айгуль Тулекбаева

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Заказ распределен на подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD.

25 Май 2020 13:25 12283

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Комиссия по распределению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием на 2020/21 учебный год в разрезе групп образовательных программ от 30 апреля 2020 года распределила государственный образовательный заказ.

Подготовка педагогических специальностей осталась на уровне прошлого года – чуть более 8200 бюджетных мест, так же как и искусство – 1615 мест, социальные науки уменьшились на 10 мест до 867. Количество грантов на информационно-коммуникационные технологии уменьшилось на 500 мест, до 3800 грантов. Заказ на инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли остался на прежнем уровне – более 14 600 мест, на сельское хозяйство и биоресурсы сохранился также на прежнем уровне – 1565, здравоохранение – 2700 (как и в 2019 году). Гранты на услуги (туризм, досуг, ресторанное дело) также не изменились – 2200 мест. Напомним, ранее мы писали о том, на какие специальности в Казахстане наблюдается дефицит кадров.

Саян Абаев