Что такое журналистская этика, каждый решает для себя сам, однако казахстанскому медийному сообществу не помешало бы принять общие базовые этические принципы, которые стали бы ориентиром для каждого сотрудника СМИ. Таким мнением поделился с читателями Caravan.kz руководитель Казахстанского медиаальянса, генеральный директор ТОО "Media Holding "ATAMAKEN BUSINESS" Канат Сахария, передает inbusiness.kz.
Как отметил глава медиахолдинга, современная сфера массмедиа включает в себя не только всем привычные телеканалы, газеты, информационные агентства, но и телеграм-каналы, и даже чаты в мессенджерах. Их разделяют формат или форма, конкуренция, борьба за ресурсы, рекламные деньги и средства государственного заказа, но все средства СМИ объединяют закон и этика. Если первое регулирует деятельность представителей массмедиа извне, то второе управляет редакциями и журналистами изнутри.
"Понятное дело, что закон всегда был в поле зрения государства. Вносилось множество поправок, полностью переписывались. Законы у нас нормальные – просто бывает, когда страдает исполнение. Закон мы уважаем и стараемся не нарушать, а нормы этики – это добровольно, осознанно, важно. При этом в 2020 году Казахстанский медиаальянс разрабатывал базовые принципы медиа в Казахстане", – напоминает Канат Сахария.
В эпоху гибридных войн информация зачастую становится оружием массового поражения.
"Информационные войны характеризуются использованием различных методов для манипуляции, дезинформации и воздействия на общественное мнение в целях достижения политических, экономических или идеологических целей", – отметил глава TV-канала.
Исходя из этого, подчеркивает он, следует различать этику редакции и этику журналиста.
"Этика редакции – это о том, публикует ли редакция проплаченный материал без пометки "реклама", или еще хуже – берет "черный нал" и пытается манипулировать общественным мнением. Например, мы сейчас видим, какие попытки предпринимают некоторые в отношении дела Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в жестоком убийстве своей супруги Салтанат Нукеновой. Такое напрямую относится к этике редакции, к тому, позволяет ли редакция публикации на основе слухов, бездоказательных обвинений, какой фактчекинг она проводит. А этика журналиста – это больше о том, сохраняет ли автор тайну источника информации, говорит ли открыто о записи разговора, вхождение в доверие и использование информации против источника информации", – считает Канат Сахария.
В интересах здоровой, экологичной информационной среды нужно урегулировать проблему анонимных СМИ, в частности телеграм-каналов, которых из-за слабого законодательства становится все больше с каждым днем. По мнению главы Казахстанского медиаальянса, анонимные телеграм-каналы могут нанести существенный вред государству и вызвать социальные потрясения. Такие ресурсы могут быть использованы для планирования и координации незаконной или враждебной деятельности, и это уже несет угрозу национальной безопасности. Вдобавок зачастую они нарушают законы о конфиденциальности, обходят цензуру и контроль, распространяют дезинформацию и провокации, пропагандируют экстремистские идеи и ослабляют доверие к правительству.
"Это все требует законодательного урегулирования, поэтому необходимы законы и правила, регулирующие интернет-пространство и анонимные платформы. Это может включать в себя требования к идентификации пользователей, ответственности за распространение дезинформации и меры по защите личных данных. Кроме того, нужно улучшать технологии и методы обнаружения, сотрудничать с провайдерами интернет-сервисов, такими как Telegram, чтобы бороться с анонимными каналами и пресекать их незаконную деятельность. Следует заниматься образованием и информационной грамотностью пользователей Интернета, чтобы они могли различать достоверную информацию от ложной и быть более критически настроенными к содержанию, распространяемому через анонимные каналы", – полагает глава медиаальянса.
По его мнению, в борьбе с анонимными каналами стоит развивать сотрудничество с международными организациями, формируя совместные стратегии по пресечению незаконной и вредоносной деятельности в Интернете.
Все эти меры в комплексе и координация на различных уровнях (от правительственных и международных органов до общественных) позволят уменьшить градус накала в обществе и сохранить стабильность в государстве.
Нормы журналистской этики опираются на четыре "точки": принятые нормы общественной морали в этой конкретной стране, принятые негласные нормы в журналистской среде, профессиональный опыт самого журналиста и его внутренние моральные рамки, говорит гендиректор ATAMEKEN BUSINESS.
"В Казахстане, если говорить о нормах общественной морали, в чем-то мы выгодно отличаемся от некоторых стран, например, воспитанием у молодежи уважения к старшим. Есть и свои неприятные особенности, такие как пережитки советского прошлого, в котором отрицалось право на индивидуальность и креативность, не поощрялось наличие критического мышления и умение и желание отстаивать свои права. Во многих из нас все еще живо непринятие самого факта существования у человека личных границ, далеко не все имеют чувство такта, мы в большинстве не умеем бережно и с уважением относиться к мнению человека, его позиции, не умеем выслушать собеседника до конца, критиковать конструктивно. Все это касается не только журналистов, это больные места всего нашего общества. Но именно эти компоненты являются составными частями журналистской этики", – убежден медиаменеджер.
Журналистам стоит руководствоваться принципом "не навреди", выбирая между вниманием аудитории, "хайпом" и жизнью героя сюжета, его личными границами и травмирующими его или ее ситуациями. Грань очень тонкая, но для профессионала своего дела не проблема соблюсти стандарты и кодексы, сохранить принципы честности и ответственности перед аудиторией, уверен Канат Сахария.
"Одна из опор журналистской этики и профессионализма, кстати, – правовая грамотность. И ее нам тоже часто не хватает. Еще одна большая дилемма – следование принципам объективности и беспристрастности и при этом своя гражданская позиция, сопереживание и желание помочь, поддержать. Но этот вопрос журналистской этики актуален и обсуждается во всем мире", – отмечает глава телеканала.
По его мнению, в итоге главный вопрос о том, что такое журналистская этика, каждый решает для себя сам. Вместе с тем медийному сообществу не помешали бы хотя бы базовые этические принципы журналиста, которые были бы размещены в открытом доступе и являлись основой для осознанного выбора каждого, кто только собирается или уже работает в СМИ.
Изображение Engin Akyurt с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Эксперт: СМИ — одна из наиболее атакуемых отраслей 2023 года