Нужна промышленная революция

2026

Чтобы отечественная индустрия встала на ноги, государство не должно указывать, что выпускать и кому продавать.

Нужна промышленная революция

Оно должно сосредоточить все усилия на том, чтобы снизить чрезвычайно раздутые издержки производства, заставив монополистов работать на интересы национальной экономики. Казахстанская промышленность не может выбраться из рецессии. В последний раз объемы производства падали в 2009 году, но тогда они быстро "отскочили" и уже на следующий год показали рост. Сейчас все серьезнее. В 2015 году промышленное производство сократилось на 1,6%. За январь-февраль нынешнего года оно вновь в минусе – 0,3%. А по итогам года правительство прогнозирует спад на 2%.

Для нашей страны не то, что снижение промышленности, а даже ее слабый рост непозволителен.  Ведь так нам никогда не перепрыгнуть зияющую пропасть, отдаляющую нас от индустриально развитых стран.

Лихорадит все отрасли. Горнодобывающая промышленность снижается из-за падения цен на нефть и ее добычи. Обрабатывающая индустрия, как выясняется, тоже зависит от стоимости нефти – без щедрых заказов нефтяных компаний и государства она тут же забуксовала.

В мире сейчас происходит реиндустриализация. США, европейские страны возвращают на свою территорию производства, когда-то вынесенные в Китай и другие азиатские страны с дешевой рабочей силой. Затраты на труд в Китае выросли, а стоимость энергоносителей в США резко упала. Поэтому им проще становится производить самим. Тем более что возвращаются не просто заводские корпуса, а главное – инженерный потенциал, квалификация. Как оказалось, растерять их очень просто. Еще несколько лет, и запад просто не смог бы производить многие вещи, разучившись заниматься чем-то, кроме финансов и шоу-бизнеса.

В Казахстане подобное уже случилось. Мы, фактически, тоже перенесли производство в Китай. Пусть не физически, но морально. Отдали в Поднебесную даже те производственные компетенции, которые имели.  Смирились с тем, что конкурировать с ними бесполезно, оставив себе роль "челноков". И в итоге почти растеряли весь человеческий потенциал, который оказался производством не востребован, разбазарили инженерную школу.

Но сейчас пора тоже заняться реиндустриализацией. Нужна промышленная революция. Государство уже взяло курс на индустриализацию, обоснованно позаимствовав старые добрые пятилетки. Но проблема в том, что они нацелены на поддержку отдельных отраслей и предприятий. А вот системных мер не хватает. Прежде всего, нет понимания магистрального пути, мы разрываемся между желанием делать и планшеты, и кирпичи. В нашей индустриальной политике слишком много направлений, что распыляет ресурсы.

В мире существует два типа стран, которые добиваются успеха в промышленности. Одни делают это за счет высочайшего уровня технологий и огромных вложений в науку и исследования. Другие делают ставку на дешевую рабочую силу, господдержку, тарифные барьеры. Но даже они в перспективе рассчитывают на развитие собственных высоких технологий.

Нужно признаться самими себе, что в сфере технологий мы пока тягаться не можем. Наши совокупные инвестиции в исследования меньше, чем у одной транснациональной корпорации.

Поэтому нужно делать ставку на удешевление факторов производства. Когда-то Китай перебивал всех дешевым трудом. Сейчас, после девальвации, соотношение полностью изменилось. Теперь у среднего казахстанского наемного работника зарплата вдвое меньше, чем у китайского.

Плюс к этому, на нашей стороне было и остается наличие сырья. Самая логичная стратегия – постепенно переходить с его экспорта на переработку. Нужны четкие производственные планы по повышению глубины переработки по каждой основной группе сырья – нефти, газу, черным и цветным металлам, зерновым и масличным культурам, мясу, шерсти и так далее. Постепенное, шаг за шагом повышение добавленной стоимости принесет в итоге свой результат.

Далее, следует снижать издержки производства. Сейчас у нас здесь все поставлено с ног на голову. Перед естественными монополистами ставится цель зарабатывать. Поэтому их тарифы рассчитаны на максимизацию прибыли, и в результаты по многим параметрам они выше, чем в развитых странах с гораздо более высокими доходами. Но нужно понять простую вещь – при таком подходе развитие обрабатывающей промышленности невозможно в принципе.

Перед естественными монополиями должна ставиться совершенно иная задача – создавать благоприятную среду для производственных предприятий. Соответствующим образом должна выстраиваться и тарифная политика, которая должна быть  стимулирующей, а не подавляющей. Именно в этом должен заключаться смысл государственной программы индустриализации. Государство не должно придумывать, что и как выпускать предприятиям. Оно должно думать только о том, как снизить их издержки.

В том числе это касается и издержек по финансовым услугам. Развитие промышленности при нынешней стоимости "длинных" кредитов просто исключено. Да, есть система государственной поддержки промышленности, но она нуждается в серьезных изменениях.

Вместо аморфных институтов развития, которые служат передаточным звеном между бюджетом и коммерческими банками, нужны отраслевые государственные банки, которые будут заниматься прямым финансированием индустриальных проектов и нести за это полноту ответственности.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться