Депутаты сената в четверг на пленарном заседании рассмотрели отчет правительства об исполнении республиканского бюджета. Как правило, сенаторы в своих оценках достаточно сдержанны, но в этот раз не удержался от негодования даже председатель палаты Касым-Жомарт Токаев.
Практически все упреки в адрес членов правительства звучали в связи с невыполнением кабмином своих же обязательств. Так, Дархан Калетаев отметил, что, вопреки концепции бюджетной политики, предусматривающей снижение дефицита бюджета, правительство, внеся корректировки в бюджет, пошло на его увеличение. Что интересно, концепция была утверждена в декабре 2016 года, а уже в начале 2017 года дефицит республиканского бюджета был увеличен.
"Действительно, в 2017 году первоначально закладывался дефицит бюджета 1,2%, но в связи с чрезвычайными обстоятельствами, связанными с оздоровлением банковского сектора, пришлось прибегнуть как к увеличению дефицита бюджета путем выпуска внутренних займов, так и путем привлечения дополнительного трансферта из национального фонда", – подтвердил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Впрочем, на будущее, заверил он, правительство будет строго придерживаться своих планов. Так, в рамках макропрогнозов и бюджетных параметров на 2018 год дефицит бюджета запланирован в 1%, а ненефтяной дефицит – 6,9%.
"Мы с опережением идем по ненефтяному дефициту. У нас в 2018 году по концепции должно было быть 7,1%. Исходя из макропрогноза, который заложили на 2018 год, сейчас менее 7%. И, соответственно, весь бюджет, который сейчас министерством финансов формируется, все лимиты расходов государственных органов доводятся исходя из показателей бюджетного дефицита", – обещал господин Сулейменов.
Обратили сенаторы внимание на аграрный сектор. Серик Билялов отметил, что объем поддержки сельского хозяйства в 2016 году увеличился на 29%. Однако при этом агросектор все еще остается низкорентабельным сектором экономики, произведя лишь 4,7% ВВП страны. Планы минсельхоза не осуществляются. Например, планировалось в 2016 году экспортировать 10 тысяч тонн мяса КРС, но фактически объем экспорта составил 6,8 тысячи тонн.
"На внутреннем рынке сохраняется высокий уровень импортозависимости по многим видам сельхозпродукции: масло сливочное и растительное, сыры, творог, колбасные изделия, сахар, плодоовощные и мясные консервы. По итогам 2016 года объем производства мясных и мясорастительных консервов снизился на 28%, сыра и творога – на 17,8%. Продукция в аграрном секторе в основном реализуется в виде сырья, без переработки. Готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность. Мы продаем в основном сырье и покупаем больше переработанных товаров. Система субсидирования не ориентирована на конечный результат, не стимулирует повышение урожайности и качества производимой продукции", – заявил депутат.
Вице-премьер, министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов проблемы отрицать не стал, заявив, что именно по этой причине и было принята новая программа развития АПК.
"В новой программе заложен проектный подход, то есть указаны конкретные индикаторы, как в растениеводстве, так и в животноводстве, в разрезе регионов и в разрезе каждого года. В рамках новой госпрограммы мы пересмотрели все виды субсидий, а их 65, в результате принято решение исключить 11 видов субсидий как неэффективные, и в среднем каждый год будут экономиться 25 миллиардов тенге, которые будут перераспределяться на более приоритетные задачи, направления. По остальным внесены конкретные изменения по нормативам и критериям. И в результате в рамках того же бюджета производство сельхозпродукции увеличивается на 29-30%", – уверял он.
Господин Мырзахметов предложил сенаторам отдельно в любое удобное время презентовать новую программу развития АПК. А председатель сената Касым-Жомарт Токаев предположил, что и новая программа ненадолго.
"Каждая государственная программа, принимаемая каждым новым министром, это фактически программа благих пожеланий. Боюсь, что в 2020 году еще одна родится программа. Ее будут хорошо пиарить, как это случилось с планами по экспорту мяса 60 тысяч тонн. Говорили же здесь в парламенте, в сенате – невозможно это. Так распиарили эту программу, эту цель, вложили в уста главы государства. Просто подводите всех. Аскар Исабекович (Мырзахметов), Вы специалист по сельскому хозяйству, на Вас надеются, Вам дали чрезвычайные полномочия – заместитель премьер-министра, принимайте решения, надо делать, двигать, в конце концов. Программу написать мы тоже можем. Проблема, что ли? Надо конкретные действия, решения принимать", – заявил глава сената.
Подняли сенаторы и вопрос о разногласиях в статданных по внешнеторговому обороту между Казахстаном и Китаем, тем более что буквально неделю назад этой проблеме искренне удивился президент страны Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. Министр финансов Бахыт Султанов объяснил депутатам, что проблема состоит из двух пунктов – разнице в методологиях подсчета и контрабанде. И заверил, что правительство в курсе этой проблемы и постоянно взаимодействует с китайской стороной для ее решения.
"Вопрос очень серьезный. Сам факт, что главы государств на переговорах высшего уровня констатируют разногласия по статистике в торговле, это крупный международный инцидент, вообще-то. И вы сейчас на первое место поставили проблему методологических разногласий. Я бы на первое место все же поставил проблему контрабанды и теневой экономики. Тут надо быть честными до конца", – заявил в ответ господин Токаев.
Ирина Севостьянова