banner

О предельных ценах на бензин Аи-92 рассказал эксперт

6936

Цена 175-180 тг/литр в зависимости от региона – уже не за горами?

О предельных ценах на бензин Аи-92 рассказал эксперт

В соответствии с ранее озвученными прогнозами ценники на АЗС страны продолжают поступательное движение вверх, отметил на своей странице Facebook эксперт по нефтегазовому рынку Ерлан Жаукин, сообщает корреспондент inbusiness.kz,.

"На отдельных АЗС можно уже видеть 159-161 тг/литр. Наиболее низкий уровень цен сохраняется на АЗС Атырауской, Туркестанской областей и г. Шымкента, что объясняется низкой стоимостью доставки топлива в регионы, на чьей территории дислоцированы НПЗ", – отмечает он.

Эксперт спрашивает, чего ждать дальше на рынке? Как уже было неоднократно озвучено, в ближайшее время есть основания ожидать дальнейшего роста цен. По нашим расчетам, цена 175-180 тг/литр в зависимости от региона уже не за горами.

"Многие задаются вопросом, достаточный ли это уровень цены за литр казахстанского бензина? Уже приводились сравнительные данные по ценам на рынках наших соседей. Говорилось о том, что даже при цене 175 тг/литр казахстанский бензин останется самым дешевым в регионе и одним из самых дешевых в мире. Казахстанский рынок не гонится за мировой статистикой. На сегодня мы говорим о справедливости стоимости топлива в текущих рыночных условиях", – продолжает он.

Ерлан Жаукин отмечает, что много говорится о риске возникновения дефицита топлива на российском рынке. Есть мнение об ограничении экспорта топлива из России. Все это только толкает российский внутренний рынок вверх. С начала марта правительство России обсуждает с нефтяниками вопрос сдерживания роста розничных цен на российском рынке. Хотелось бы обратить внимание, что на российском рынке действует относительно справедливый механизм демпфера, когда бюджет страны возмещает переработчику нефти разницу в цене топлива при его экспорте или реализации на внутреннем рынке.

"То есть при низком уровне экспортных котировок на нефтепродукты российский производитель выплачивает в федеральный бюджет разницу цен между экспортной альтернативой и ценой на внутреннем рынке. В условиях, когда экспортные котировки находятся на уровне, превышающем цены внутреннего рынка России, уже бюджет России возмещает разницу производителю. В Казахстане такого механизма не существует", - пишет автор.

Казахстанский производитель подстраивается под условия рынка. И если на сегодня розничная цена на российском рынке установилась на уровне 245-250 тг/литр, то для исключения перетока на казахстанском рынке необходима цена в диапазоне 200-205 тг/литр. Это исключит экономический эффект приграничного оттока топлива в Россию. Существует и административный рычаг остановки перетока – введение запрета на вывоз бензина, за исключением вывоза в баке автомобиля. Такая мера применялась в 2019 году и была хоть и нерыночной, но весьма эффективной.

"Уходя немного в историю, уже мало кто помнит, что в 2018 году стоимость бензина Аи-92 на казахстанских АЗС составляла 163 тг/литр. За прошедшие несколько лет мы наблюдали только снижение розничных цен на топливо в стране. При этом никто не может оспаривать тот факт, что в условиях снижения цен на топливо цены на все остальное только росли. Так что разговор о прямом влиянии стоимости бензина на формирование цен на продукты питания или стоимость услуг в первую очередь некорректно", – говорится в сообщении.

Возвращаясь к разговору об объективности цены, устраивающей казахстанского производителя – 200-205 тг/литр, мы говорим о необходимости понимания социальной значимости стоимости бензина Аи-92 и влиянии стоимости топлива на настроение потребителя. То есть на сегодня это критический уровень цены, который устроит производителя (продавца), но не устроит покупателя. Правда, как говорится, где-то посередине, резюмирует автор.

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться