В Шымкентском региональном филиале НПП «Атамекен» решили, что третий мегаполис страны имеет право проводить собственные бизнес-слеты и форумы для молодых. Первый подобный слет в формате TEDx устроили в молодежном ресурсном центре, а в качестве спикеров пригласили 10 успешных молодых бизнесменов города. Средний возраст – 24 года, а каждый их бизнес-проект оценивается профессионалами как прорывной.
К примеру, молодым людям, которые пришли послушать своих более успешных ровесников, представили опыт сети кофеен Salem, которую всего два года назад открыли три друга – Аят Азимов, Максат Аманмурадов и Данияр Мамирханов, вложив совместно 7 млн тенге. По словам партнеров, с первого месяца им удалось выйти на прибыль. А за два года они открыли шесть собственных кофе-баров и еще продали 11 франшиз. Кофе Salem теперь можно купить не только в Шымкенте и в некоторых районах ЮКО, но и в Алматы, Астане, Кокшетау, Караганде и Актобе. Обо всех секретах своего успеха молодые предприниматели рассказали участникам первого слета. По мнению директора региональной НПП Аскара Абубакирова, такие примеры подтолкнут ровесников этих парней к собственным действиям, а возможно, помогут расширить или объединить разные компании.
«Мы хотим показать, что мероприятия международного уровня можно проводить в Шымкенте, и бюджет небольшой – 200-250 тысяч тенге, потому что мы сделали его асаром. Когда парень, приехавший из Сарыагаша, увидит парня из Шымкента, который создал проект тут, в Шымкенте, и реализует его в Шымкенте, он поверит и в свои силы. Эти молодые бизнесмены не участвуют в тендерах и госзакупках, они сами искали инвесторов или создали семейный бизнес, нашли партнеров. Мы это должны пропагандировать», – считает Аскар Абубакиров.
Половина из представленных на слете проектов касаются сферы общепита, а половина – модной и бурно развивающейся сейчас сфере IT-технологий. В основном это различные мобильные приложения, так или иначе облегчающие жизнь обычному горожанину. К примеру, 28-летний предприниматель Чингиз Алдияров имеет за плечами серьезный опыт работы с госорганами, он разработал информационную систему для областной прокуратуры и принимал участие в создании системы «Доступная среда» по заказу Министерства труда и соцзащиты РК. Теперь Чингиз решил мобильно окультуривать горожан, особенно молодежь, он придумал мобильное приложение Biletron, амбициозно объявив его конкурентом раскрученному Tiketonу.
«Тикетон, к сожалению, не хотят открывать представительства у нас в области, потому что им это невыгодно. И, соответственно, наши театры и музеи страдают от этого, не получают маркетинговой раскрутки. Например, сейчас, чтобы какой-то билет купить, человек должен потратиться на такси или автобус, чтобы съездить купить билет заранее, и у него как минимум 500 тенге уйдет на дорогу за билетом, который стоит тоже 500 тенге. То есть ему это обходится вдвое дороже. А мы предлагаем систему, чтобы человек мог купить билет и не потратить ни копейки – это убирает барьер в посещении театров. С нашим приложением можно запланировать поход в театр, все устали от кафешек», – уверяет молодой бизнесмен Чингиз Алдияров.
Помимо презентаций от уже состоявшихся бизнесменов, финансовые институты представили программы кредитования молодежного бизнеса. Прошедшее мероприятие все его стороны посчитали настолько удачным, что решили проводить встречи с успешными бизнесменами региона каждый месяц в формате стендапа, только спикер будет не смешить пришедших в зал, а давать вполне дельные советы, раскрывать секреты и отвечать на вопросы.
Мира Бахытова, Шымкент