/img/tv1.svg
RU KZ
Объекты СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» введут в эксплуатацию до сентября

Объекты СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» введут в эксплуатацию до сентября

Об этом сообщил управляющий директор, член правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов.

10:11 08 Июнь 2016 2655

Объекты СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» введут в эксплуатацию до сентября

Автор:

Саян Абаев

«Завершен 51 ключевой главный объект из 68. Полное освоение бюджетных средств и ввод в эксплуатацию оставшихся 17 объектов будет до сентября текущего года», - сказал Нурлан Рахметов на заседании комиссии фракции партии «Нұр Отан» по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и средств, выделяемых из Национального фонда на реализацию госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы по направлению «Развитие индустриальной, энергетической инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса и деловой активности».

«Что касается инфраструктуры СЭЗ «Хоргос Восточные ворота» - период реализации 2014-2016 годы, общая стоимость 83,3 млрд тенге, в том числе 36,8 млрд тенге - это то, что тратится на инфраструктуру из республиканского бюджета и 46,5 млрд тенге - это собственные средства КТЖ, в основном они тратятся на сухой порт. Плановый целевой объем обработки грузов к 2020 году, когда СЭЗ выйдет на полную мощность, предполагается 4,4 млн тонн в год», - сообщил он.

По его словам, на 1 июня подрядчику за выполненную работу с учетом аванса и средств республиканского бюджета было выплачено 32 млрд 318 млн тенге или 88% от общей суммы в 36,8 млрд тенге.

Сама СЭЗ состоит из сухого порта, логистической и индустриальной зон. В настоящее время идет активная работа по инвестиционно-логическому наполнению этих зон.

Господин Рахметов отметил, что задержка с освоением выделенных средств произошла по причине корректировки финансово-экономического обоснования проекта.

Стоимость объектов инфраструктуры СЭЗ НИНТ скорректируют из-за девальвации тенге

Управляющий директор «Самрук-Казыны» сообщил, что «в настоящее время на фоне прошедшей девальвации национальной валюты проводятся работы по корректировке инвестиционных предложений и финансово-экономического обоснования объектов инфраструктуры другой СЭЗ – «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (НИНТ) на основе результатов ПСД по турбинной станции и корректируемого ТЭО».

«Корректировки связаны с объективными причинами – это, прежде всего, изменение курса тенге и соответственно, выделение наиболее приоритетных объектов инфраструктуры данной СЭЗ. По состоянию на 1 июня подрядчику за выполненные работы с учетом аванса из республиканского бюджета выплачено 40,7 млрд тенге, до конца года сумма освоения составит 54,1 млрд тенге», - сказал он.

Нурлан Рахметов напомнил, что проект планировалось реализовать в 2014-2018 годы.

«Общая стоимость 215,5 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета планируется выделить 201,9 млрд тенге, и они как раз будут на инфраструктуру потрачены, а средства в размере 13,6 млрд – это текущие расходы, связанные с содержанием с оператора, который как раз реализует этот самый проект. В период строительства инфраструктуры будет создано полторы тысячи рабочих мест, в период функционирования СЭЗ порядка одной тысячи рабочих мест», - сказал он.

В частности, инфраструктура включает в себя газотурбинную электростанцию стоимостью 108,3 млрд тенге, оборудование по водоподготовке и водоочистке – 62 млрд тенге, оборудование по техническим газам - 18,3 млрд тенге и общезаводская инфраструктура – 13,3 млрд тенге. В 2014-2015 годы из республиканского бюджета на этот проект было выделено 93 млрд тенге.  

«В соответствие с финансово-экономическим обоснованием уже тогда, при выделении этих денег, предполагалось поэтапное освоение этих средств  в 2015-2018 годы. В 2015 году планировалось освоить 21,3 млрд тенге, фактически было освоено 47,5 млрд тенге. Необходимость заблаговременного получения средств в сумме, превышающей плановое освоение 2015 года, обусловлено требованиями международного подрядчика по ГТС, это консорциум южно-корейской компании «Доосан» и нашей казахстанской «КазНИИэнергопром» - сумма контракта порядка 310 млн долларов. Так вот, требование было либо по восьмидесятипроцентной предоплате либо по открытию аккредитива. Был открыт аккредитив в «Казкоммерцбанке», - проинформировал господин Рахметов.

Вместе с тем, депутат мажилиса парламента РК Омархан Оксикбаев считает, что задержки с введением объектов СЭЗ в эксплуатацию связаны с хранением нацкомпаниями полученных от государства денег на депозитах банков.

«Сейчас в моду вошло держать на текущем, корреспондентском счету, наличность. И сейчас у них (национальных компаний – прим. Авт.) по особому соглашению, мы прекрасно знаем, что банки второго уровня на эти средства начисляют дивиденды. Пока от вас эти деньги упадут в вашу «дочку», от «дочки» упадет еще дальше там - к «внучке», от «внучки» упадет к подрядчику, проходит, как минимум, полгода или девять месяцев. По-моему, в этом загвоздка лежит», - сказал депутат.

В связи с этим он предложил предоставлять бюджетные средства конкретным исполнителям, минуя посредников в лице компаний квазигосударственного сектора.

«Нельзя ли нам, парламентариям, сказать открыто: «Давайте деньги адресно, отдайте нашей химической компании (ТОО «Объединенная химическая компания», дочерняя компания АО «Самрук-Казына» - прим. Авт.)», чтобы, минуя вас (АО «Самрук-Казына – прим. Авт.»), шло. Почему все время через вас все идет? Я не понимаю. Вот тогда зачем столько месяцев вы держите эти деньги у себя?», - спросил Омархан Оксикбаев у Нурлана Рахметова.

«Естественно, я понимаю, что надо показать определенную прибыль и «Самруку» - холдингу, и потом все это должно оборачиваться определенными бонусами. Но в данном случае эти деньги были выделены по целевому назначению. Значит, раз не освоены своевременно, у вас не было подготовки, не было проработки до конца, не было стройплощадки, я так понимаю. А все ждут», - отметил депутат.

«У нас деньги льются как рекой, особенно в ваши структуры, у вас уже голова кругом, наверное, откуда все эти деньги и куда их спрятать, куда их освоить», - сказал господин Оксикбаев.

Вместе с тем, парировал Нурлан Рахметов, по действующему законодательству, чтобы избежать налогообложения инвестируемых в проект средств АО «Самрук-Казына» было вынуждено принять эти деньги в капитал фонда. 

Саян Абаев

Фото: newskaz.ru

От «Нурлы жол» требуют местного наполнения

Свыше 37 млрд тенге на объекты образования, коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры профинансированы в Восточном Казахстане за четыре года программы.

30 Ноябрь 2018 12:57 5285

Фото: altaynews.kz

За первые четыре года на строительство девяти объектов образования выделено и освоено 9,1 млрд тенге. Эти объекты на 4,8 тыс. мест уже введены в эксплуатацию. По данным заместителя акима ВКО Серика Актанова, построены новые школы на 920 мест взамен тех, что находились в аварийном состоянии. Это Тарбагатайский, Уланский, Шемонаихинский районы. Для ликвидации трёхсменного обучения возведены пять школ на 3,6 тыс. мест в Курчатове, Семее, семейском посёлке Бобровка и две школы в Аягозском районе. Помимо этого, возведено детское дошкольное учреждение на 280 мест в городе Риддере.

«План по строительству объектов образования с целью сокращения трёхсменных и аварийных школ в рамках «Нурлы жол» на 2015-2018 годы выполнен», – отчитался Серик Актанов на недавнем заседании в акимате ВКО.

Аэропорт с международным стандартом

Со строительством объекта транспорта, а на 2016-2018 годы выделено почти 10,2 млрд тенге для реконструкции взлётно-посадочной полосы длиной в 3,1 км, рулёжной дорожки аэровокзала аэропорта Семея, по данным акимата, тоже всё в порядке. Большую часть средств – свыше 9,1 млрл тенге выделил республиканский бюджет, остальное – областной. Сейчас работы выполнены полностью. После реконструкции, по сообщениям акимата ВКО, аэропорт соответствует международным стандартам. Кстати, как отмечал аким области Даниал Ахметов, ремонт здесь не проводился с советских времен, полотно аэродрома было в аварийном состоянии. Ввод в эксплуатацию объекта назначен на декабрь 2018 года. Дополнительно из областного бюджета средства выделялись на приобретение современного оборудования.

По информации Серика Актанова, значительную часть средств в Восточном Казахстане по программе «Нурлы жол» – свыше 9,9 млрд тенге – выделили в 2015-2016 году из средств Национального фонда на реализацию 30 проектов. В 2017 году в рамках госпрограммы «Нурлы жол» из средств Национального фонда на реализацию 12 проектов выделено более 5,9 млрд тенге. В 2018 году выделено еще 1,7 млрд тенге на реализацию новых проектов и переходящих на 2019 год.

«Из 13 проектов строительно-монтажные работы завершены по семи проектам общей стоимостью 1,6 миллиарда тенге. Объекты введены в эксплуатацию. Продолжается реализация шести проектов. Из них четыре завершаются в 2018 году, ещё два – в 2019 году», – отметил Серик Актанов.

Один из значимых проектов в Усть-Каменогорске – это реконструкция Северо-Атамановского и Нижне-Согринского водозаборов на сумму 1,7 млрд тенге. Это самые крупные водозаборные сооружения в административном центре ВКО, обслуживают большую часть жителей и предприятий Усть-Каменогорска. Генеральный подрядчик – ТОО «СтройЭлитРиэлти», срок ввода в эксплуатацию запланирован также на декабрь.

Ещё три проекта по «Нурлы жол» реализуют в Семее. Это реконструкция системы водоотведения очистных сооружений в поселке Шульбинск, на которую потрачено 810 млн тенге. Освоено более 90%, и сейчас оформляют документы для сдачи объекта в эксплуатацию. Ещё в Семее реконструируют водозабор «Затон», водопроводные сети. Важность проекта в том, что водопроводные и канализационные сети Семея, как сообщали местные исполнительные органы, изношены на 75%. Общая сумма проекта реконструкции «Затона» – 1,3 млрд тенге. Сейчас, как отметил Серик Актанов, освоено 37%, ведётся корректировка проекта. До конца года предполагается освоить 800 млн тенге. Ввод объекта назначили на 2019 год.

Также в Семее по программе «Нурлы жол» завершается реконструкция водопроводных сетей посёлка Северный Кайнар на 473 млн тенге. Освоено около 370 млн тенге. Срок ввода – декабрь 2018 года. Ещё один проект реализуют в Шемонаихинском районе. Это строительство водозаборных линий, трассы и водопроводных сетей протяжённостью 12,4 км в селе Красная Шемонаиха, на которое выделено 260 млн тенге. 191 млн тенге уже освоен. Генподрядчиком выступило ТОО «ПСК Оскемен Курылыс». Но ведётся корректировка проекта, будет проведена экспертиза в связи с его удорожанием. Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2019 год.

На одном из совещаний в акимате глава региона Даниал Ахметов озаботился ситуацией по проекту. По его словам, «Оскемен Курылыс» не выполнило обязательств.

«В 2017 году в связи с недобросовестностью подрядчика было решено провести корректировку проекта, было подано исковое заявление в суд. В 2018 году согласно решению суда строителей обязали закончить проект после окончания корректировки проекта. Проект мы получили, по нему идёт удорожание, до конца года должны получить экспертизу по данному проекту. На следующий год его завершим. Но в суде «Оскемен Курылыс» не признали недобросовестным», – отметили в акимате Шемонаихинского района.

«Подайте апелляцию! – возразил областной аким. – Мы знаем решения наших судов, которые противоречат логике и не только логике».

«Нурлы жол» нужны свои трубы

Также по поручению акима ВКО профильные управления вместе с представителями порядных организаций, работающих по проектам «Строительство жилья», «Теплоснабжение», «Водоснабжение», посетили ТОО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры», ТОО «Силумин – Восток» с целью применения местной продукции.

«Вся арматура, которая выполняется на заводе промышленной арматуры Усть-Каменогорска, «Силумин – Восток», должна найти своё место в коммунальном хозяйстве области. Естественно, при конкурентом качестве и цене, – распорядился аким. – А то из Челябинска возим арматуру, и при этом она худшего качества, выше по цене – такого не должно быть. Кто из подрядчиков использует арматуру не казахстанского содержания? Пока я не взялся за вопрос, трубы завозились из-за пределов области, качеством хуже, срок гарантии меньше. Управление энергетики и ЖКХ занимало соглашательскую позицию, и никто не смотрел за этим вопросом».

Всего в 2015-2018 годах по государственной программе инфраструктурного развития «Нурлы жол» в ВКО, как сообщили в областном акимате, профинансировано девять объектов образования, 44 объекта коммунального хозяйства, один объект транспортной инфраструктуры. Сама программа действует в регионе с 2015 по 2019 год.

Ольга Ушакова

Бюджет «Нурлы жол» в автодорожной отрасли освоен на 90%

В первом полугодии по данному направлению госпрограммы реализованы проекты на 331 млрд тенге.

03 Июль 2018 14:50 10699

На строительство и реконструкцию автодорожных проектов, а также на ремонт и содержание автомобильных дорог по программе «Нурлы жол» в 2018 году предусматривается 367,9 млрд тенге. 90% из этой суммы освоено в первом полугодии. Об этом сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов на заседании правительства.

«В целом в 2018 году за счет выделенных средств планируется охватить строительством и реконструкцией 4,2 тысячи километров и открыть движение на 528 километров автомобильных дорог», – отметил министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов.

По данным Министерства по инвестициям и развитию РК, в настоящий момент в стране ведется реализация 23 автодорожных проектов. При этом десять проектов с общей протяженностью 2900 километров осуществляются за счет займов международных финансовых институтов. Так, на привлеченные кредитные ресурсы ведутся строительные работы по проектам «Жетыбай – Жанаозен», «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Актобе – Макат», «Бурылбайтал – Курты», «Калбатау – Майкапшагай», «Мерке – Бурылбайтал» и «Юго-Западный обход Астаны». Также начаты работы по строительству Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД).

В июле ожидается запуск реконструкции участка Узынагаш – Отар, до конца года – Балхаш – Бурылбайтал, что стало возможным за счет экономии Международного банка реконструкции и развития.

«По проекту «Актобе – Макат», на участке Актобе – Кандыагаш протяженностью 159 километров и автодороги Атырау – Астрахань протяженностью 277 километров, принято решение о смене источника заимствования с Исламского на Азиатский и Европейский банки развития», – сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

Как уточнили в МИРе, причиной смены кредитора стало разногласие по проекту финансового соглашения между государственными органами и Исламским банком развития. К слову, Азиатский банк развития на реконструкцию отрезка автодороги длиной почти в 300 километров выделил 240 млн долларов. Проект планируется реализовать до 2021 года.

«С учетом данных обстоятельств за счет средств республиканского бюджета планируется начало реконструкции на участках Актобе – Кандыгаш» (60 километров), Атырау – Астрахань (60 километров), и акционерным обществом «Национальная компания «КазАвтоЖол» объявлен тендер на выбор подрядчиков», – добавил глава МИРа.

Всего по итогам года планируется открыть движение по следующим направлениям: Центр – Восток (243 км), Центр – Юг (30 км), Уральск – Каменка (35 км), Бейнеу – Акжигит (85 км), Алматы – Талдыкорган (уч. обход г. Сарканда, 16 км), обход п. Кордай (19 км), Астана – Петропавловск – гр. РФ (на Курган) – 25 км, Таскескен – Бахты (10 км), Щучинск – Зеренда» (30 км), Талдыкорган – Усть-Каменогорск (20 км), Калбатау – Майкапшагай (9 км), Юго-Западный обход Астаны (6 км).

Карина Алимова