Объем контейнерных перевозок по сообщению Китай – Европа – Китай на начало мая текущего года вырос к аналогичному периоду прошлого года на 16%, составив 102 тыс. 20-футовых контейнеров (ДФЭ). Об этом сообщил президент АО "Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс" (ОТЛК ЕРА) Алексей Гром. В планах компании нарастить ежегодный транзит до 1 млн ДФЭ к 2024 году.
ОТЛК ЕРА – оператор транзитных контейнерных сервисов между Китаем и Европой по евразийскому маршруту, пролегающему через Казахстан, Россию и Беларусь. Несмотря на наличие других транзитных коридоров между Европой и Китаем, 76% контейнерного трафика идет по евразийскому маршруту посредством ОТЛК ЕРА. И роль евразийского маршрута укрепляется.
Из всего объема контейнерных перевозок из Китая в Европу в 102 тыс. ДФЭ за январь-апрель этого года 83% трафика оперировала ОТЛК ЕРА. Другими словами, на компанию пришлись перевозки 85 тыс. ДФЭ, что на 45% больше показателя годичной давности. В 2018 году объем перевозок компанией продемонстрировал рост в 1,6 раза, со 175,8 тыс. ДФЭ до 281 тыс. ДФЭ. Частота отправлений выросла в прошлом году до 15 поездов в сутки.
Рост показателя связан с более эффективным использованием инфраструктуры, а также лучшей балансировкой грузоотправлений через снижение доли порожних вагонов, идущих порожними в обратном направлении. К слову, в конце второго полугодия 2018 года коэффициент обратной загрузки был близок к 100% против традиционных ранее 50%. ОТЛК ЕРА также согласовала с железнодорожными администрациями Казахстана, России и Беларуси новый стандарт длины контейнерного поезда – с 57 до 84 условных вагонов, подчеркнул г-н Гром.
Поскольку компания оперирует перевозками по базовому евразийскому коридору длиной в 5430 км, стоит отметить согласование компанией нового стандарта скорости в 1150 км/сутки. В настоящее время данный показатель уже вырос до 1020 км/сутки, что на 74 км выше показателя прошлого года. Транзитное время по маршруту снизилось до 5,5 суток, подчеркнули в ОТЛК ЕРА.
Последний показатель можно снизить до четырех суток, уверен президент компании.
"Мы предлагаем самый конкурентоспособный маршрут не только по сервису, но и стоимостным характеристикам. Нами разработан первый железнодорожный индекс (ERAI U-East ERAI и ERAI U-West) по аналогии с существующими индексами у морских перевозчиков. Клиенту не обязательно звонить менеджеру ОТЛК ЕРА, поскольку в режиме онлайн он может увидеть индикативную стоимость этой перевозки", – пояснил г-н Гром.
Средняя стоимость перевозки контейнера в 2015 году снизилась на 30%, с 3800 до 2800 долларов; с апреля текущего года ОТЛК ЕРА понизила расценки еще на 150 долларов в среднем, отметил президент компании. В структуру себестоимости компании входят инфраструктурные платежи за проезд и перевалку, которые в трех странах маршрута номинированы в твердых валютах (швейцарский франк и доллар), а также вагонная составляющая (до 30%).
Компания работает по модели asset light (т. е. не имеет тяжелых активов), но смогла консолидировать вагонный парк в 4 тыс. фитинговых платформ, из которых половину предоставила дочерняя компания – АО "Казахстан темiр жолы" ("КТЖ"), а остальное – частный сектор (11 компаний предлагают свой подвижной состав); планы на текущий год – нарастить этот показатель до 5 тыс.
Определенное влияние на финансовые метрики и производственные показатели будет иметь "решение китайских логистических компаний и государственных структур не субсидировать больше перевозку порожних контейнеров из Европы в Китай", отмечает Гром.
"Если раньше их можно было провести, в том числе рассчитывая на госсубсидии [правительства КНР]. То сейчас эта тема закрылась", – констатировал он.
Тем не менее, выручка ОТЛК ЕРА в 2018 году достигла 19,7 млрд рублей; чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом выросла более чем в два раза, до 2,8 млрд рублей. Акционерами общества на паритетных началах (по 33,33%) являются АО "НК "КТЖ", ОАО "Российские железные дороги" и ГО "Белорусская железная дорога". Компания оперирует более чем 50 маршрутами, формируя свыше 300 поездов в месяц.
Султан Биманов