В качестве свидетеля допросили начальника административного подразделения службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта Алматы Виктора Голубева и старшего диспетчера "КазАэроНавигации" Наталью Щукину. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Оружейный вопрос
5 января 2022 года у Виктора Голубева был рабочий день. Он рассказал, что все были проинформированы о том, что в городе происходят какие-то события. В тот день работа аэропорта проходила в обычном режиме. Осуществлялся вылет и прилет воздушных судов. Единственное, свидетель отметил, что в ночь с 4 на 5 января все въездные группы аэропорта были усилены войсковыми подразделениями. Об этом он узнал по прибытии на работу.
“Пропускной режим на работу осуществлялся в обычном порядке, только рядом присутствовали военнослужащие, курсанты военного училища. В 14 часов, со слов моего руководителя, было совещание в штабе аэропорта, на котором обсуждались вопросы действий в случае непредвиденных обстоятельств. Я на этом совещании не присутствовал. После совещания в здание службы вернулся начальник подразделения безопасности. Он сказал о том, что конкретных данных о том, что в отношении аэропорта планируются какие-то действия, нет. Но, поскольку это стратегический объект, нужно на всякий случай усилиться. Начальник подразделения безопасности принял решение и с отдыхающей смены вызвал порядка 15-20 человек, для того чтобы в терминале усилить работу по обеспечению авиационной безопасности”, – поделился хронологией событий свидетель.
По словам Виктора Голубева, начальник подразделения безопасности в 14:00 лично проводил инструктаж группы, вызванной на усиление. Он давал установки на то, что в случае обострения ситуации сделать все, чтобы никто из пассажиров не пострадал. И, если нужно, эвакуировать пассажиров в безопасные места. Свидетель вспоминает, что в 16:00 увидел, что воинские подразделения снимают с оцепления аэропорта и уезжают.
“Данный факт мы восприняли как нормализацию обстановки в городе. Подчеркну, что никакой информации о том, что в городе происходят какие-то события и какие-то планы у протестующих, об этом нас никто не информировал. От линейного отдела полиции мы никаких указаний не получали и действовали по указаниям руководства аэропорта. Как мне сказали, тогда были переговоры с президентом аэропорта, и он сказал, что аэропорт должен работать в нормальном режиме, аэропорт не закрывать, производственную деятельность не останавливать”, – сказал он.
Виктор Голубев добавил, что, согласно нормативным документам, в службе авиационной безопасности есть определенное количество огнестрельного оружия. Но его применение находится под руководством правоохранительных органов. Сотрудникам службы авиационной безопасности необходимо ставить в известность линейный отдел полиции, если нужно открыть или закрыть оружейную комнату.
“Они постоянно проверяют. У нас есть несколько стволов охотничьего оружия для орнитологического обеспечения безопасности полетов”, – объяснил он.
6 января 2021 года, когда Виктор Голубев пришел на работу, аэропорт уже был взят под контроль сил правоохранительных органов. Везде находились сотрудники Комитета национальной безопасности антитеррористических подразделений. В терминал никого не запускали.
“Там был полный развал. Единственное, мы зашли, проверили свою аппаратуру, в каком она состоянии, есть поломки или нет. Все остальное было разбито, коммерческие киоски были разбиты. Серверные помещения, где находятся линии коммутации связи, вентиляции, электрики, там были попытки проникновения. Поэтому некоторое время мы в терминал не заходили. Там проводились оперативно-следственные действия. Потом, когда они были завершены, наши сотрудники приступили к восстановлению работы аппаратуры и т. д. На въездных группах было некоторое количество легковых автомашин без номеров”, – вспомнил свидетель.
Адвокат Шынкуат Байжанов задавал свидетелю вопросы о том, почему он и сотрудники службы безопасности не воспользовались оружием для охраны объекта.
– Согласно закону, вы, имея оружие, обязаны охранять объект. Теперь у меня к вам вопрос – почему ваше руководство не выполнило требования закона и не остановило лиц, которые заходили туда? Почему не стояли вооруженные? Даже не обязательно стрелять. Почему этого не происходило?
– Этот вопрос надо задать руководству.
– То есть Вы на этот вопрос не можете ответить?
– Как я могу ответить за руководство, почему они что-то сделали или не сделали. Я могу ответить только за себя.
– Тогда такой вопрос задам. Поступила ли команда Вам обеспечить охрану объектов с применением оружия?
– Мне такой команды никогда не поступит. Потому что моя должность не подразумевает командования персоналом подразделения, которое непосредственно занимается обеспечением авиационной безопасности.
– Вам известна дальнейшая судьба оружия?
– На тот момент оружие было спрятано.
– Скажите, пожалуйста, когда был незаконный захват аэропорта, не означает ли вся эта ситуация специальное неисполнение указа президента?
– Это довольно провокационный вопрос. Я протестую. Для того чтобы вам, как адвокату, понимать, вам нужно понять разницу между такими понятиями, как охрана и обеспечение авиационной безопасности. Мы занимаемся безопасностью на стратегическом объекте. Что касается вопроса, мы не делали это специально, чтобы не выполнить, я считаю, это провокационный вопрос. Это вопрос следственных органов, государства и т. д.
На вопрос о том, видел ли Виктор Голубев когда-нибудь ранее подсудимых, он ответил, что не видел ни при каких обстоятельствах.
По словам адвоката Абзала Айдархонова, свидетели начальник административного подразделения службы авиационной безопасности Виктор Голубев и свидетель сотрудник службы авиационной безопасности Кайрат Исмагулов, которые были допрошены в ходе судебного разбирательства, уклоняются от дачи точного ответа на поставленные вопросы либо дают неверные сведения суду.
“Указанные обстоятельства вызывают обоснованные сомнения в подлинности показаний данных представителями потерпевших и свидетелями в ходе судебного заседания”, – считает Абзал Айдархонов.
Адвокат запросил у судьи разрешение на выездное судебное заседание. Судья дал согласие.
Чтобы ни один самолет не взлетел, не вылетел
Свидетель Наталья Щукина рассказала о ходе событий, происходивших в аэропорту Алматы 5 января 2022 года.
“Я приехала на работу в 19:00, буквально через пять минут пришел исполняющий обязанности директора Мухтар Шакенов и предупредил нас, чтобы мы как можно ближе положили свою теплую одежду, возможно, будет эвакуация. Затем мы приступили к работе. Где-то в полвосьмого он спустился и сказал эвакуироваться и ехать на полосу в здание УВД, где сидят все диспетчеры, которые непосредственно занимаются управлением воздушного движения. Туда мы приехали, и группа лиц, не известных нам, попросила пройти в класс, где у нас происходит инструктаж перед заступлением на дежурство”, – говорит она.
Старший диспетчер вспоминает, что с ними зашли еще два человека. Один был в возрасте, лет 50-60, второй – в кепке и темном жилете, с рацией в руках.
“Они начали говорить, что им нужно, чтобы отключили свето-сигнальную систему и вообще обесточили весь аэропорт для того, чтобы ни один самолет не взлетел, не вылетел. Требование было от мужчины в кепке с бейджиком. В основном он разговаривал. Второй поддерживал, а третий был перед входом. Они поддерживали, говорили, давайте будем за народ, не надоело вам кормить семью Назарбаевых. Надо быть вместе с народом”, – поделилась свидетель.
По словам Натальи Щукиной, мужчины также говорили о том, что в городе уже взят акимат, и также просили обесточить аэропорт Боралдая.
“Сказали, что личных претензий ни к кому не имеют, но если требования не будут выполнены, то они вызовут сюда своих людей и камня на камне тут не останется. Потом я вышла в коридор, позвонить домой и сообщить о ситуации. В этот момент ко мне подошел молодой человек и сказал: "Сестра, не надо звонить, пройди обратно в класс". Потом я ушла на ЦКС, потому как нужно было дать телеграмму о том, что аэропорт закрывается. Но, прежде чем отправить телеграмму, я позвонила замгенерального Фаату Багдашикину, сказала, что требуют полностью закрыть аэропорт. Он сказал, что в курсе и телеграмму даст главный центр в Астане”, – поделилась хронологией событий старший диспетчер.
“Аэропорт отключили, полосу выключили. У третьего молодого человека в руке была арматура. Вот все, что я видела. Были волнение и какой-то испуг, потому что ты шел на работу и не знаешь, что дальше будет”, – сказала Наталья Щукина.
Отметим, подозреваемыми по делу о захвате аэропорта Алматы проходят гражданская активистка Айгерим Тлеужан, бывший учитель истории Калас Нурпеисов, а также Нурлан Далибаев, Ермухамет Шилибаев и Жан-Айдар Карменов. Их обвиняют в действиях, направленных на захват и приостановление деятельности аэропорта, а также в воспрепятствовании прибытию войск ОДКБ.
Читайте по теме:
Стали известны подробности нападения на аэропорт Алматы в январе
Что будет, если трагический январь грянет в других странах ОДКБ?
Трагический январь: алматинцы возложили цветы к мемориалу "Тағзым"