Управляющая компания частной медпомощи летальные исходы не комментирует, а медицинские работники ссылаются на сложности. Abctv.kz пытался выяснить, почему эксперимент в Актобе по передаче скорой медпомощи в частное управление за год оказался сопряжён со скандалами, а именно: две детских смерти и многочисленные нарекания со стороны граждан и чиновников.
Напомним, в марте этого года с помпой была открыта станция скорой медицинской помощи. Сам проект реализуется в рамках ГЧП, чего в стране ещё не было. Инвестор – турецкое ТОО "Первая помощь". Ещё 14 января 2016 года на сайте актюбинского областного акимата сообщалось о договорённостях местных властей с турецкой Hemogens Health Care. Последняя, в свою очередь, была готова вложить в строительство центральной станции скорой медицинской помощи и оснащение её оборудованием и транспортом 5,5 млрд тенге.
Уже в апреле текущего года социальные сети актюбинских пользователей буквально взорвались сообщениями о скандалах, возникших вокруг службы скорой помощи, переданной в доверительное управление турецким инвесторам. Возмущение было в большей степени спровоцировано смертью 10-летней школьницы во время урока в одной из городских школ, которой якобы вызывали скорую очень много раз.
Тогда и директор ТОО "Первая помощь" Бакытжан Турметов в интервью abctv.kz, и облздрав в официальном заявлении подчеркнули, что учителя вызвали скорую слишком поздно.
"Скорую вызвали сами учителя этой школы. Но сделали это слишком поздно. Пока звонили родственникам, выясняли, болела чем-то девочка или нет, драгоценное время было упущено. А неотложка доехала за 14 минут, что полностью соответствует нормативам Минздрава для данной категории вызова. В течение времени следования машины на вызов поступило ещё пять звонков. Но звонки поступали даже после приезда неотложки. Скорее всего, люди звонили, находясь в состоянии шока. Такое бывает", – прокомментировал тогда тот случай г-н Турметов.
Однако через полгода по причине позднего приезда скорой помощи в Актобе умер ещё один ребенок. И до сих пор по факту смерти Актюбинским департаментом охраны общественного здоровья ведётся расследование с привлечением независимых экспертов.
Напомним, семилетняя актюбинка заболела 3 ноября. У ребёнка поднялась высокая температура. Увидев, что температура поднимается уже выше 39 градусов, родственники вызвали скорую. Неотложка приехала почти через час. За это время у девочки начались судороги, во время которых она умерла. Мама пыталась оказать экстренную помощь, но сделать ей это не удалось.
Через несколько дней медики провели пресс-конференцию, на которой заместитель руководителя облуправления Светлана Есенаманова сообщила, что все обстоятельства смерти первоклассницы будет выяснять специальная независимая комиссия.
Предварительной причиной смерти называется механическая асфиксия запавшим языком. По заключению медиков, ребёнок не страдал никакими серьёзными хроническими заболеваниями. Перед школой девочка прошла медкомиссию и была признана здоровой. Эпилепсии у неё тоже не было, что подтверждается обследованиями.
В областном Управлении здравоохранения признали, что имел факт позднего приезда скорой помощи. Такой вызов должен был обслуживаться в первую очередь, но его отнесли к категории несрочных.
"Действительно, имело место задержка выезда скорой неотложной помощи. С момента обращения, по сегодняшним данным, скорая помощь была на 49-й минуте. Причиной задержки стали два фактора.
Первый – человеческий. Обращение было по поводу высокой температуры, но принимающий звонки диспетчер при указании причины не отметил слово "высокая" температура, поэтому вызов попал в четвёртую категорию и обслуживался медленнее, чем обычно. Второй – неправильно указанный адрес. Назывался адрес Нур Актобе, микрорайон 4, поэтому скорая помощь уехала на этот адрес и только после повторного уточнения смогла попасть на место", – пояснила г-жа Есенаманова.
Комиссия из облздрава пришла к выводу о грубом нарушении бригадой скорой неотложной помощи деонтологии и этики. Это выражалось в том, что медики вступили в пререкания с родственниками и стали оспаривать ситуацию. Всё это отражено на видеоролике, который кто-то снял во время инцидента. Видео попало в социальные сети. Людей, его просмотревших, возмутило, что врачи сразу не бросились оказывать помощь ребёнку. Но, как оказалось, они действовали в рамках инструкций и протоколов.
Как объяснила Светлана Есенаманова, в данном случае медпомощь уже действительно запоздала.
"По словам родителей, остановка дыхания и смерть произошли где-то за 25 минут до приезда скорой неотложной медпомощи. И, так как все признаки смерти были налицо, экстренная помощь не оказывалась", – пояснила замруководителя облздрава.
При этом она подчеркнула, что Министерством здравоохранения создана независимая комиссия, которая уже поставила вопрос о несоответствии занимаемой должности местного руководства скорой медицинской помощи, отвечающего за лечебную работу. За нарушение этики будет отстранена от работы врач данной бригады. Фельдшера, которая неправильно записала вызов, также якобы планируют уволить. Все результаты как местной, так и комиссии из министерства, будут переданы в прокуратуру.
Через несколько дней после чрезвычайного происшествия аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев в ходе совещания на станции скорой помощи с участием медиков и инвесторов сказал:
"Эту ситуацию выносим на повестку дня не в первый раз. Год назад я говорил вам о мнении населения, особенно в отношении культуры и менталитета некоторых медработников, о том, как они обращаются с пациентами. Тогда вы на меня обиделись, что очень жёстко высказался. Но я надеялся на положительные результаты.
К сожалению, анализ последних обращений и заявлений говорит об обратном. Серьёзных изменений нет. Самое страшное, что теряем людей, особенно детей. В апреле, вы помните, был случай в школе, сколько минут звонили, и сколько времени ждали приезда скорой. Недавно 49 минут скорая ехала в микрорайон Нур Актобе.
Для чего мы тогда построили центр скорой помощи с самым современным оборудованием? Зачем всё это, если жалобы со стороны населения не уменьшаются?"
Руководитель Управления здравоохранения Асет Калиев в свою очередь акцентировал внимание на проблемах в курируемой им сфере. Сложность, по его словам, возникает из-за постоянно расширяющегося радиуса обслуживания скорой помощи в связи с увеличением города. Большую нагрузку, по его словам, дают, например, дачные массивы.
Для решения проблем облздрав продолжит укреплять материальную базу. К примеру, планируется строительство дополнительной подстанции скорой помощи, которая позволит более оперативно обслуживать население, в частности жителей Нур Актобе.
"Отговорок быть не должно. Нужна чёткая и оперативная работа", – подчеркнул аким области, обратив внимание, что многое зависит от человеческого фактора.
А вот председатель областного профсоюза медработников Кайрат Сабыр попросил учредителей посчитать нагрузку на врачей.
"По нормативу бригада должна обслуживать 14-16 вызовов. Сейчас наши принимают больше двадцати вызовов в сутки", – отметил он.
"Необходимо, чтобы учредители выполняли свои обязательства. Если они не будут этого делать, разговор будем вести по-другому", – резюмировал глава региона.
Прокомментировать создавшуюся ситуацию abctv.kz представители инвестора отказались, посоветовав обратиться непосредственно в облздрав.
На запрос редакции медики отвечали три недели. И вот, наконец, abctv.kz получил от облздрава следующее:
"По случаю смерти девочки до приезда скорой неотложной помощи Департаментом охраны общественного здоровья КООЗ МЗРК ведётся расследование с привлечением независимых экспертов.
В настоящее время продолжается работа комиссии, решение не подлежит публикации в связи с расследованием ДВД.
Согласно ранее озвученному предварительному заключению, в причине задержки имел место человеческий фактор: определение категории вызова и его передачи, также неправильно указан адрес.
Наличие вины в смерти или её отсутствие, степень соучастия устанавливается решением суда. В настоящее время главный врач (скорой помощи Тулеу Сапаров. – Прим. авт.) уволился по собственному желанию, диспетчер временно отстранён от работы. По заключению комиссии будут приняты дальнейшие меры взыскания.
К сожалению, это второй случай смерти до приезда скорой помощи, но в первом случае доезд скорой помощи был в пределах допустимого времени. Во втором случае дефекты в предоставлении скорой неотложной помощи имеют место быть, в связи с расследованием ДВД и следственными действиями не могут быть оглашены.
Степень ответственности в исходе (смерть до приезда скорой) каждого специалиста, в том числе главного врача, и юридического лица ТОО "Первая помощь" будет определена судом".
Так что окончательная точка в этом деле ещё не поставлена.
Семён Данилов