В адрес Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" поступают обращения импортеров, экспортеров, отечественных товаропроизводителей. Предприниматели не могут исполнить контракты из-за контрольного списка специфических товаров, который был расширен летом этого года. Товары "зависли" на СВХ и складах товаропроизводителей, передает inbusiness.kz со ссылкой на НПП "Аматекен".
На площадке НПП предприниматели рассказали о своих проблемах. Вопрос требует безотлагательного решения. Однако представитель уполномоченного госоргана, в частности министерства промышленности и строительства, не принял участие во встрече.
"Мы считаем, что субъектам предпринимательства и заинтересованным государственным органам нужно было предоставить срок для адаптации к изменившимся условиям, как минимум 2-3 месяца, для того чтобы провести надлежащую праворазъяснительную работу, адаптировать и настроить процессы, устранить технические проблемы... Не все товары, которые вошли в этот список, по факту являются товарами двойного назначения. Но они зависли на СВХ (складах временного хранения) и складах товаропроизводителей. Бизнес не может своевременно доставить товар, несет миллиардные убытки. А все это в конце концов приведет к удорожанию товара на полке", – пояснила суть проблемы заместитель директора департамента торговли НПП "Атамекен" Ирина Тюгина.
По ее словам, до бизнеса не был доведен алгоритм действий: как быть, если товары, коды ТН ВЭД которых были включены в контрольный список, фактически не являются товарами двойного назначения.
По словам представителя компании – поставщика электроники Каншаим Беркумбаевой, они не могут получить официальное разъяснение относительно критериев, на основании которых обновился этот список, завезти товар в Казахстан и запасные части к нему. Экспорт фактически заблокирован. Таким образом, компания не исполняет свои обязательства перед клиентами.
"Принятие регуляторных норм происходило, по-видимому, в большой спешке и в виде довольно неудачного копирования международного опыта. В настоящее время есть две основных модели подобного регулирования импорта и экспорта санкционных товаров – это опыт стран ЕС и США. В этих юрисдикциях у "Самсунга" есть подразделения, которые обладают применительной практикой, даже в Казахстане наша компания встречалась с послом США по санкциям и имеет опыт предоставления сертификатов конечного пользователя производителям в странах ЕС. Если у нас будет понимание, какой именно опыт был заимствован, мы могли бы оказать помощь в выработке конкретных предложений по исправлению недочетов. Сейчас у нас порядка 19 тысяч наименований товаров попали в этот список. Почему без анализа регуляторного воздействия ввели такое регулирование в нарушение требований Предпринимательского кодекса? Сама система не готова к обработке такого большого объема заявлений на выдачу разрешений и разъяснений, по факту это один или два исполнителя в каждом из уполномоченных госорганов", – сказала Каншаим Беркумбаева.
Подобная ситуация сложилась и у компании – реализатора обуви.
"Мы реализуем обувь в 40 с лишним магазинах Казахстана. С чем мы столкнулись? Детская обувь попала в список специфических товаров. Это порядка 60 позиций товара на сегодня. У нас срываются контракты. Мы не можем завезти обувь, потому что при формировании СНТ программа нас не пропускает, так как эту обувь отнесли к товарам двойного назначения. Нам не понятно, почему эта обувь попала в данный список? Мы изучали приказ и все документы. Наша обувь не соответствует критериям товаров двойного назначения по назначению, параметрам и технологии. Более того, это сезонный товар, и мы из-за этой ситуации не можем своевременно доставить его до конечного потребителя. Товар завис. А позже он уже не будет актуален", – рассказала представитель ТОО "Каспий-обувь" Ирина Баркова.
По ее словам, если ситуация не решится, компания будет вынуждена сокращать штат сотрудников и количество магазинов.
Бизнес не отрицает необходимость обеспечения мер государственной безопасности, при этом призывает к принятию оперативных мер для нивелирования сложившейся ситуации. В частности, отмечают предприниматели, нужна информация о том, как поступать бизнесу, если их товар не является товаром двойного назначения.
Также они говорят, что срок для получения заключения об идентификации специфических товаров необоснованно завышен – от 7 до 15 рабочих дней, но на практике выдают не раньше, чем на 15-й день, срок получения лицензии составляет 30 рабочих дней.
При попытке получить заключение, что товар не является товаром двойного назначения, предприниматели столкнулись с технической ошибкой программы, делающей получение документа списком практически невозможным.
Также требования для получения лицензии не разграничены для физических и юридических лиц и являются неисполнимыми для ряда поставщиков.
По словам экспертов, законодатель в лице министерства промышленности и строительства, поспешив принять данный НПА, нарушил норму законодательства, а именно не применил отлагательную норму. Тем самым поставив под угрозу закрытия отдельных предпринимателей и убытков для всего бизнеса.
По итогам совещания участники решили обратиться к главе правительства с требованием срочного решения вопроса.
Ранее сообщалось, что чиновники создают административные барьеры для бизнеса.