Как сообщается на сайте информационно-правовой системы "Адилет", Закон от 7 июля 2006 года "Об особо охраняемых природных территориях", пункт 2 статьи 46, изложить в следующей редакции:
"Участки государственных национальных природных парков для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в краткосрочное пользование на срок до пяти лет и в долгосрочное пользование на срок до двадцати пяти лет. Предоставление этих участков осуществляется в соответствии с правилами осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках. Участки государственных национальных природных парков для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в краткосрочное и долгосрочное пользование также частному партнеру, заключившему договор государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственно-частном партнерстве".
Статья 46-1, пункт 1 изложена следующим образом. "Строительство объектов на участках государственных национальных природных парков, предоставленных в пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности, производится в соответствии с договором долгосрочного пользования, заключенным физическими, юридическими лицами или частными партнерами с государственным национальным природным парком, и по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с эскизом (эскизным проектом)".
В комментарии Inbusiness.kz независимый эксперт Елена Ерзакович отметила, что с одной стороны это хорошая новость – законодательно закреплен срок сдачи в аренду до 25 лет, ранее он составлял 49 лет. Другое дело, по мнению эксперта, нет существенных изменений в целом по условиям сдачи в аренду особо охраняемых земель и территорий национальных парков и особенно в области регламентации застройки на этих землях.
"Все наши риски и опасения, которые мы высказывали в прошлом году, от снижения срока аренды никуда не делись. Да срок снизили, но зато добавили возможность осуществления проектов на принципах ГЧП. Именно этот пункт на стадии обсуждения вызывал наибольшую обеспокоенность и отторжение. В частности, мы настаивали на запрете реализации ГЧП-проектов на территории национальных природных парков. Также возмущает тот факт, что данный пункт принят без широкого обсуждения с общественностью, хотя министерство экологии обещало провести общественные слушания по этому вопросу в конце прошлого года. Но под разными предлогами их постоянно откладывали. Даже несмотря на обращение членов общественного совета при министерстве общественные слушания не были проведены, без всяких объяснений", – отмечает спикер.
По словам Елены Ерзакович, это говорит о том, что министерству экологии абсолютно неинтересно мнение экспертного сообщества и ученых которые занимаются вопросами развития ООПТ, по всей видимости, чиновники делают то, что им предлагают представители бизнеса на условиях, которые выгодны только им. Как подчеркивает эксперт, у минэкологии до сих пор, несмотря на официальные заявления, по факту нет понимания того, для чего были созданы особо охраняемые природные территории (ООПТ) и что развитие экологического туризма на ООПТ это далеко не первоочередная задача.
"Я разочарована тем, что Министерство в рамках этих поправок был принят без серьезных консультаций и вопреки нашим обращениям и комментариям на портале публичных обсуждений, а депутаты мажилиса их пропустили. При существующей ситуации с застройкой территорий ООПТ и низким потенциалом по мониторингу за функционированием уже созданные туристических объектов, практически полным отсутствием серьезных процедур и нормативов по строительству на этих уязвимых территориях разрешая реализацию проектов через механизмы ГЧП, Министерство может окончательно потерять полный контроль над тем, что там происходит. Я совершенно не понимаю необходимость внедрения данных сложных механизмов и не получила внятных обоснований, почему туризм нельзя делать в рамках договоров аренды с юр лицами, которые сейчас действуют на территории ООПТ. Министр на встрече с экологической общественностью в ноябре прошлого года этот вопрос проигнорировал", – подчеркивает эксперт.
По мнению Елены Ерзакович данные изменения по ГЧП в законе об ООПТ, помимо экономических издержек сильно испортят имидж министерства экологии в глазах профессионального экологического и международного сообщества, так как Казахстан взял на себя обязательства по расширению территории ООПТ, а фактически занимается только вопросами передачи земель в аренду и бизнесом.
"Исходя из этих поправок, скорости и объемам тендеров по сдаче земель в аренду получается, профильное министерство занимается не вопросами сохранения биоразнообразия и проведением научных работ, а ставит в приоритете только развитие туризма на этих территориях", – резюмировала эксперт.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!