/img/tv1.svg
RU KZ
Общественный транспорт в Алматы не станет электрическим

Общественный транспорт в Алматы не станет электрическим

Гендиректор «Алматыэлектротранс» Гани Тажиев рассказал о результатах и планах развития.

20:25 19 Декабрь 2019 2505

Общественный транспорт в Алматы не станет электрическим

Автор:

Весь общественный транспорт в Алматы пока не станет электрическим. Для этого нет инфраструктуры. В течение пяти лет автобусный парк планирует полностью перейти на газомоторное топливо. Город уже прекратил закупки традиционных дизельных автобусов.

Про обновление автобусного парка

«У нас идет обновление подвижных единиц. До конца года мы получим еще 266 новых автобусов: из них 206 –12-метровые, a 60 – 18-метровые», – сказал Гани Тажиев.

200 новых автобусов придут от китайского производителя ZhongTong. Еще 60 автобусов, которые начнут колесить по алматинским дорогам с началом 2020 года, будут совместной сборки китайской Golden Dragon и казахстанской Astana Motors.

18-метровые автобусы 2019 года выпуска будут работать на маршруте № 38.

«На этот маршрут мы поставим 40 автобусов: 36 будут на линии, а четыре – в резерве», – рассказал о намерениях гендиректор «Алматыэлектротранса».

По его словам, наконец начала развиваться газомоторная инфраструктура. В городе уже достаточно заправок, где могут заправляться большие газовые автобусы.

Что касается планов на будущий год, то городские власти серьезно урезали аппетиты транспортной компании.

«Изначально запрашивали 300 автобусов, потом сократили запрос до 200, а сейчас пишем финансово-экономическое обоснование на 120, – сказал Тажиев и пояснил, что 120 автобусов – это мало, для нормальной работы городу необходимо 300 новых машин: – У нас сейчас увеличилась потребность в горных маршрутах. (…) Каждый житель хочет прямо из дома попасть на работу, и при этом без пересадки. Из-за трех пассажиров иногда приходится увеличивать расстояние маршрута».

Про модернизацию троллейбусной линии

После того как 5 ноября из-за обрыва электролинии на подстанции половина троллейбусов не вышли на свои маршруты, в городе серьезно заговорили о модернизации троллейбусных линий.

«До конца 2021 года в городе должны быть завершены работы по модернизации троллейбусной линии», – отметил Тажиев.

По плану будет произведена реконструкция почти 44 км контактных сетей, замена электрических кабельных линий, демонтаж 525 старых опор и вместо них монтаж 529 новых. Общая стоимость проекта оценивается в 9,6 млрд тенге, из которых в этом году уже освоено 772 млн тенге, 5,8 млрд будут выделены в 2020 году и еще 3 млрд тенге в 2021 г.

«Работы будут вестись по ночам, поэтому днем не будет остановки троллейбусов. (…) Линии нужно обновлять, менять, иначе происходят обрывы. Вы сами видели, как 5 ноября из-за обрыва у нас на два дня 50 троллейбусов встало», – объяснил глава «Алматыэлектротранса».

Что же касается обновления троллейбусного парка, то здесь вопрос пока не решен, несмотря на то, что Европейский банк реконструкции и развития готов профинансировать приобретение новых троллейбусов.

«Троллейбусы все на ходу, когда они ломаются, мы меняем транзисторы, резисторы или другие детали», – сказал Тажиев. Всего в городе 195 троллейбусов и еще один учебный. Ежедневно на линию выходят 160 «рогатых автобусов».

Про строительство алматинского LRT

Не исключено, что в городе все-таки построят LRT. По крайней мере, проект хоть и очень медленно, но продолжает свой путь от идеи к реализации.

«Я душой болею за этот проект, так как сам являюсь руководителем, – поделился Тажиев. – С нашей стороны мы сейчас готовим конкурсную документацию».

Как считает глава «Алматыэлектротранса», если город откажется от проекта, то пострадает не только репутация Алматы, но и инвестиционная привлекательность города, так как к работе над проектом были привлечены четыре крупных консорциума. Благодаря этому проекту город получил кредитный рейтинг BBB+.

«Мы встречались с международной финансовой корпорацией, которая хочет инвестировать в этот проект, и уже получили от них техпомощь в виде кредитного рейтинга», – пояснил Тажиев.

Кроме того, ради будущего алматинского LRT были пролоббированы изменения в законодательство Казахстана, поэтому останавливаться сейчас, по мнению Гани Тажиева, будет неправильным решением.

Катерина Клеменкова

Полигон отходов ТЭЦ-2: красота, которая убивает. Специальный репортаж inbusiness.kz

Плантации золошлаковых отходов экологи называют катастрофой в черте города. Но что известно об опасном полигоне Алматинской тепловой электроцентрали № 2?   

24 Сентябрь 2020 09:28 18953

Фото: Максим Морозов

Корреспонденты inbusiness.kz побывали на плантациях угольных отходов Алматинской ТЭЦ-2. Об опасности и постапокалиптической красоте этого места – наш специальный репортаж.

Часть I. Угольная зола

Большинство алматинцев не знают, что в черте города на площади примерно 360 га складируются миллионы тонн отходов от сжигания угля. Это называется золоотвалами. Вокруг золоотвалов построены жилые дома, а некоторые строения находятся прямо в зоне полигона, где ТЭЦ-2 уже много лет складирует золу.

Время от времени жители домов, находящихся вблизи ТЭЦ-2, становятся героями новостных сюжетов. Они в красках рассказывают журналистам, как их накрывает черной пылью и как из-за этого начинаются проблемы со здоровьем. 

Конечно, соседство с работающей на угле ТЭЦ не самый лучший выбор жилья. Раньше строить и жить рядом с ТЭЦ было запрещено санитарными нормами.

Если искать через Google, задав в поисковике «класс опасности ТЭЦ», то, по разным источникам, тепловые электростанции (эквивалентной электрической мощностью менее 600 мВт, использующие в качестве топлива уголь и мазут) относятся либо к I, либо ко II классу опасности, с санитарно-защитной зоной, соответственно, либо 1000 м, либо 500 м. Золоотвалы теплоэлектростанций относятся к III классу, с санитарно-защитной зоной в 300 м.

Между тем в 1974 году, когда было начато строительство Алматинской ТЭЦ-2, территория не входила в городскую черту и домов рядом не было. Теперь ТЭЦ-2 находится в городе и рядом строятся дома.

«Ежегодно на Алматинской ТЭЦ-2 сжигается 2 млн тонн угля. Образуется около миллиона тонн золы. Золу хранят на золоотвалах», – рассказал Газий Исмухамбетов, управляющий директор по производству и главный инженер «Алматинских электрических станций».

2 млн тонн угля и 1 млн тонн шлака и золы… И это ежедневно. Что значат эти цифры? Если за сутки работы ТЭЦ сжигает 2 млн тонн угля, а на выходе получает 1 млн тонн отходов, это говорит о том, что уголь используется низкого качества, с очень высокой зольностью, и для захоронения такого количества отходов необходима огромная площадь.

Мало кто разбирается во всех экологических и технологических тонкостях сжигания угля и утилизации отходов.

«Мы находимся в опасном месте», – предупреждают нас сотрудники ТЭЦ.

Но смотришь вокруг и… никакой опасности не видишь.

Это место даже завораживает своей постапокалиптической красотой. И воздух кажется чистым, и небо голубым, и травка зеленой…

Издалека это идиллическое место для прогулки или пикника.

Потенциально золоотвалы вредны для здоровья людей и экологии в принципе. Особую опасность представляет «летучее состояние» золы в виде мелкой черной пыли (опять же по некоторым данным, угольная зола более радиоактивна, чем ядерные отходы). Чтобы не было пыли, зола транспортируется по золопроводу смешанная с водой.

Хотя некоторые местные жители называют это место мокрым золоотвалом, специалисты предпочитают термин «гидрозолоотвал».

Гидрозолоотвал похож на голубое озеро. Но если подъехать ближе, то голубую воду уже не замечаешь, в глаза бросаются желтые трубы, из которых льется черная смесь.

Часть II. Бесполезная свалка ТЭЦ-2

Как рассказали специалисты, золоотвал ТЭЦ-2 работает с 2004 года, его общая площадь – 361 га. Золоотвал делится на две секции – гидрозолоотвал № 1 общей площадью 161 га и золоотвал № 2 сухого складирования общей площадью 200 га. Такая система утилизации золы и шлаков называется «комбинированное складирование золошлаковых отходов».

На этой огромной территории нельзя строиться, нельзя вырастить яблоневый сад, нельзя гулять и даже проходить мимо.

Золоотвал № 1 овражного типа находится на расстоянии 1 км от ТЭЦ-2, и он также делится на две секции – одна временно законсервирована, а вторая в эксплуатации.

В эксплуатации – это куда из труб льется черная смесь, издали эта часть похожа на озеро, потому что залита водой.

Законсервированный золоотвал на первый взгляд выглядит как обычный луг – много травы, кое-где она колосится. Но здесь под слоем земли лежит зола. Эта зола будет лежать год или два, а потом ее откопают и перевезут на золоотвал сухого складирования. И там также под слоем земли зола может храниться годами. Этот процесс называется «рекультивация».

«Консервационный слой считается временным укрытием. А рекультивационный – уже как постоянный, его даже можно засеять сельхозкультурами», – объясняет Антон Арзюков, главный специалист отдела капитального строительства «АлЭС».

Сверху колосится трава, а под ней… утрамбованная зола.

Технологически этот процесс происходит так: насыпается 30 см золы, затем все утрамбовывается катком, потом еще 30 см и опять каток, и такие «штабеля» укладываются много-много раз.

«Высота слоев достигает 8-10 метров. Площадка выглядит как усеченная пирамида, то есть внизу как чаша, а сверху усеченная пирамида. Это по требованиям сейсмики», – рассказал Арзюков.

«Все наши проекты проходят экологическую экспертизу, мы все делаем в соответствии с законом», – добавляет Газий Исмухамбетов.

Рекультивация угольной золы в год обходится порядка в 1-2 млрд тенге. Но проблема даже не в этом. Золоотвал почти переполнен, и расширяться некуда. А без золоотвалов работа ТЭЦ может остановиться.

«Для хранения золы осталась последняя площадка – порядка 24 га. Когда отвал переполнится, а это примерно один цикл (примерно три года. – Прим. ред.), хранить золу будет негде, и ТЭЦ прекратит свою работу», – говорит Арзюков.

До 2024 года эту проблему городу придется как-то решить.

Решений, по словам специалистов, всего два – перевести ТЭЦ на газ либо новую территорию превратить в свалку отходов ТЭЦ.

Понятно, что второй вариант мало кого устроит и очень сильно будут возмущены экологи и экоактивисты.

Часть III. Деньги вместо золы

Есть еще один способ утилизации угольной золы, очень популярный во всем развитом мире, но не в Казахстане.

Золошлаковые отходы являются достаточно качественным и, главное, дешевым минеральным сырьем. Их широко используют в строительстве и производстве строительных материалов – при производстве цемента, бетонов, строительных растворов и блоков, а еще в дорожном ремонте и строительстве.

В Германии и Дании вся угольная зола используется в производстве строительных материалов. В Германии вообще запрещено сооружать золоотвалы. 

В Казахстане тоже зола перерабатывается, но очень мало. В этом году ТЭЦ-2 смогли продать всего 50 тонн золы.

«В прошлом году и в этом раза четыре или пять обращались к нам касаемо предложений по покупке золы, – рассказал Серик Калиев, управляющий директор по развитию и трансформации «АлЭС». – Даже приходили представители японских фирм – у них очень большая проблема с землей, и покупку золы они рассматривали с точки зрения увеличения площадей припортовых зон, то есть так называемых пирсов.  Были предложения и от казахстанских компаний».

Местные компании, как рассказал Калиев, планировали использовать угольную золу для покрытия автомобильных трасс, еще одна компания хотела построить комбинат на территории сухого золоотвала по переработке золы в строительные материалы. 

«Но это все остается на уровне предложений. Приезжают делегации, мы проводим переговоры, но дальше разговоров дело не идет. Я не могу понять почему. Может быть, состав нашей золы не тот», – говорит Калиев.

Как говорят энергетики, все дело в законе. У нас законодательно не прописано использовать угольную золу. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить законодательную базу.

Так поступили, к примеру, в Индии – внесли изменения в законы страны, и более 70% отходов от сжигания угля применяется в строительной индустрии. Это, к слову, сразу увеличило темпы застройки и потоки зарубежных инвестиций в страну.

Сейчас энергетики больше говорят о переводе ТЭЦ-2 на газ. Это улучшит экологию в городе, и золоотвалы будут не нужны. А если всю угольную золу, накопленную за годы работы ТЭЦ, получится продать, то на месте золоотвалов могут быть два небольших искусственных озера, а территорию вокруг можно превратить в парк, и тогда опасное место станет безопасным и приобретет совсем другую красоту… не постапокалиптическую.

Перевод ТЭЦ на газ энергетики оценивают в 98 млрд тенге. Плюс подключение газопровода – это примерно еще 15-20 млрд. По времени постепенный перевод ТЭЦ на газ займет несколько лет, и к 2024 году могут не успеть.

«Всего на ТЭЦ-2 восемь котлов. В год планируем переоборудовать по одному котлу. Хотя в дальнейшем, может быть, получится по два или три котла переделать за один год. Все зависит от финансирования», – говорит Серик Калиев.

Катерина Клеменкова

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Ботанический сад города Алматы. Итоги реконструкции

За три месяца после открытия его посетили 210 000 горожан и гостей города.

19 Сентябрь 2020 08:37 2621

Фото: Максим Морозов

Больше года длилась масштабная реконструкция в главном Ботаническом саду нашей страны. С 15 июня, с момента открытия сада после реконструкции, по его обновленным дорожкам прогулялись более двухсот тысяч горожан, сделав его одним из самых популярных мест для отдыха и прогулок.

«У нас двойственные чувства от завершения реконструкции и передачи построенных объектов Институту ботаники и фитоинтродукции», – рассказал Марат Айтмагамбетов, директор Фонда Булата Утемуратова, реализовавшего данный проект. – С одной стороны, вся наша команда очень «прикипела» к саду, и нам грустно от того, что проект закончился. С другой стороны, мы гордимся тем, что реализовали его и сделали такой замечательный подарок алматинцам. Очень надеемся на то, что гости будут бережно относиться к саду. В это непростое лето, во время ограничений в период пандемии, сад стал отдушиной для горожан, у которых была возможность провести здесь время с семьей, на свежем воздухе, в уголке природы, в самом центре шумного города»

Посетителям пришлись по душе обновления в самом большом ботаническом саду страны. Он стал более популярным местом для прогулок.

Фотографы и художники облюбовали новые локации для своих творений. Ежедневно сюда приходят любители пейзажного творчества и те, кто хочет запечатлеть себя на фоне цветов и природы.

Пожалуй, самым популярным местом в ботаническом саду стал тенистый пруд, где живут лебеди. Грациозные птицы стали настоящими любимцами посетителей всех возрастов. В нескольких прудах Ботанического сада живут большие популяции японского карпа.

Но главной задачей Ботанического сада была и остается научная работа. Планами работы Института ботаники и фитоинтродукции, в чьем ведении находится сад, поделилась директор Гульнара Ситпаева.

«Мы планируем расширить научную деятельность, в частности, провести интродукционный анализ около 500 новых растений, высаженных в рамках реконструкции, чтобы выявить перспективные сорта и виды для озеленения Алматы и других городов страны. Будем проводить испытания новых древесно-кустарниковых пород, многолетников, создавать опытные питомники по разработке технологий ускоренного размножения. Для досуга посетителей планируем ввести обширную культурно-просветительскую программу. В планах – ремонт оранжереи, ярмарка растений, проведение обучающих и развивающих мастер-классов, организация музыкальных вечеров под открытым небом и художественных выставок. А для комфорта посетителей, поддержания порядка и общественной безопасности уже увеличен штат охраны и административного персонала павильонов».

Во время реконструкции особое внимание было уделено людям с ограниченными возможностями и пожилым посетителям. Для удобства этих категорий граждан на 250 новых скамеек были установлены специальные поручни, облегчающие отдых.

Теперь в Ботаническом саду можно спокойно гулять и в вечернее время. Для освещения дорожек было установлено 1500 низовых фонарей.

Через 130 видеокамер сотрудники охраны пристально следят за порядком на территории, что помогает посетителям чувствовать себя безопасно.

Новый, южный партер, появился в саду благодаря обновлению. На месте огромного пустыря был возведен входной павильон. Проложены новые пешеходные дорожки, построены несколько прудов и оборудована большая зона для отдыха.

Для загара теперь можно удобно расположиться на скамьях-шезлонгах.

В северной части сада возведены перголы, которые со временем оплетутся вьющимися кустарниками.

А вот пергола в южной части сада уже радует посетителей своей зеленью, став местом селфи-сессий для гостей.

Работы на полях разнотравий и в «лесной» части сада не прекращаются. Сотрудники борются с сорняками, выпиливают сухие ветви и больные деревья.  

Сухой фонтан у северного партера радует посетителей прохладой в жаркую погоду. Дети с удовольствием бегают между его струй даже сейчас, в сентябрьские дни.

Похвастаться разнообразием обитателей сад, конечно, не может. Но множество белок, различные виды птиц, разнообразие бабочек и других насекомых, наверняка, порадуют и любителей фауны.

Целью проекта реконструкции стало бережное восстановление ботанического сада с сохранением целостности и самобытности его территории, модернизацией инфраструктуры и приумножением зеленого фонда. Общая стоимость проекта составила $15 млн.

В рамках реконструкции в саду высажено 174 000 новых растений, включая редкие виды и эксклюзивные сорта. Посажено более 1 300 новых деревьев различных видов и сортов.  

Восстановлена система орошения и полива – пробурены две новые артезианские скважины мощностью 40 кубометров в час каждая. Восстановлена работа и произведена модернизация двух имевшихся скважин, что позволило увеличить их производительность с 20 до 25 кубометров в час. Протянут новый водозабор от реки Керенкулак, который позволил увеличить объем воды еще на 600 кубометров в сутки.

Обновлена арычная сеть длиной 13 километров. Проложены системы капельного орошения и автоматического полива. Реконструированы шесть прудов.

На территории сада построено несколько туалетов. На аллеях установлены фонтанчики с питьевой водой.

К сожалению, до сих пор для посетителей приходится устанавливать такие вот запрещающие таблички.

«Мастера народного творчества» не могут не оставить после себя подобных произведений даже там, где растения находятся под охраной.

И даже у «отеля» для насекомых, сооруженного для самых маленьких обитателей сада, не обошлось без запрещающей надписи. Впрочем, это мало помогает – множество из отверстий, в домиках для насекомых закрыты опавшими желудями.

А в прудах у северного партера тем временем буйство водяных лилий. Белые, желтые. красные цветы плавают на поверхности пруда среди своих круглых листьев.

В прошлом году Ботанический сад посетило около 50 000 человек. В этом году, несмотря на то, что парк открылся для посещений лишь 15 июня, его уже посетили более двухсот тысяч горожан. К сожалению, сейчас уже рассматривается вопрос о повышении стоимости входных билетов, начиная со следующего года. Сейчас стоимость входных билетов начинается от 300 тенге для школьников и пенсионеров. «Взрослый» билет стоит 500 тенге. Если новые тарифы, предложенные руководством института, будут утверждены, то стоимость льготного билета составит 500 тенге, а билет для взрослого посетителя обойдётся в 900 тенге. Дети дошкольного возраста и люди с ограниченными возможностями смогут посещать Ботанический сад бесплатно.

Уже есть планы по новым работам в саду. Обновления ждут оранжерею института, где высажены теплолюбивые растения. Фонд Булата Утемуратова взял на себя расходы по подготовке проектно-сметной документации на реконструкцию шестидесятилетней оранжереи. Сколько будет стоить сам ремонт и кто будет его финансировать, пока неясно.

Максим Морозов

Подпишитесь на наш канал Telegram!