На днях директор КИСИ Еркин Тукумов стал представителем Гарвардского университета в Казахстане. В интервью корреспонденту inbusiness.kz он рассказал о том, стоит ли Казахстану опасаться увеличения эмиграции талантливых специалистов и какие условия нужно создать в стране для возвращения в нее студентов.
– Еркин Валитханович, у нас можно часто услышать о нарастании утечки мозгов. Не будет ли так, что наличие дополнительных возможностей обучения за границей приведет к тому, что еще больше казахстанцев уедет из страны и не вернется, несмотря на то, что не каждый может позволить себе обучение в Гарварде? Как можно решить эту проблему? Или, к примеру, получив образование в Гарварде, студенты вернутся обратно в Казахстан. Смогут ли они найти тут применение полученным знаниям и навыкам, а также соответствующую заработную плату?
– Конечно, часть выпускников остается, особенно те, кто едет за свой счет. Я большой трагедии в этом не вижу. Общаясь с этими ребятами, я вижу, что они не рвут связи с Казахстаном и развиваются в глобальном масштабе, работая в мировых финансовых компаниях, мозговых центрах, Кремниевой Долине. Приобретенный опыт они затем смогут применить и в Казахстане. По возвращении выпускники Гарварда будут поднимать уровень страны.
Проблема утечки мозгов – это мировая проблема. Я очень удивился, когда узнал, что из Германии, Франции, Великобритании уезжают талантливые ребята на ПМЖ в США. Америка – это действительно магнит притяжения, которая живет тем, что привлекает самых энергичных, мотивированных и умных людей со всего мира. В последующем они становятся драйвером экономического роста страны. Чтобы наши выпускники оставались в Казахстане и могли приносить пользу стране, нужно создавать необходимые условия.
– Какие должны быть созданы условия в стране, которые заставят вернуться выпускников обратно?
– В первую очередь возможность реализовать себя в этой стране. Чтобы тебя оценивали не по твоему происхождению, а по тому, какой вклад ты можешь внести в развитие страны, чем можешь ей помочь. Девиз гарвардской школы – это цитата Джонна Кеннеди: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите – что вы можете сделать для вашей страны". Эти слова очень актуальны для Казахстана в такое переломное время.
– В чем именно будут заключаться ваши обязанности, как представителя Гарвардского университета в Казахстане?
– Стать представителем Гарвардской ассоциации выпускников в Казахстане Гарвард дает странам, где еще нет гарвардского клуба выпускников. Для того чтобы он появился, нужно достичь определенных правил и требований – это не менее 100 активных выпускников в стране, которые постоянно встречаются и общаются между собой. Сейчас у нас их около 70.
Когда количество выпускников Гарвардского университета в стране меньше 100 (у нас их около 70), он предлагает взять лидерство представителю Гарварда. Его назначают на три года, для того чтобы объединять выпускников, встречаться с ними, общаться. Одно из моих устремлений – это собираться с выпускниками и обсуждать идеи развития Казахстана. Выпускники Гарварда у нас работают по всей стране – это и госуправление, бизнес, консалтинг и т. д. Это умные люди в разных областях. Собранными идеями мы можем делиться с нашей властью. Это хорошая возможность донести наши идеи до самого верха.
А желающим поступить в университет я буду рассказывать о нем, его политике приема на учебу, возможных программах. Как представитель, я популяризирую университет, буду приглашать профессоров, ученых и известных выпускников в Казахстан. В том числе студентам Гарварда организовывать поездки в Казахстан. В этом и заключается моя роль.
– А как насчет талантливых молодых людей, которые не имеют больших средств для поступления в этот университет?
– Это еще одно из моих направлений. Оно в том, чтобы заниматься привлечением талантливой молодежи для обучения в университете. У нас много мифов о Гарварде, о том, что это очень дорогой и недоступный вуз, с большой конкуренцией, туда невозможно попасть и т. д. Я хочу сказать, что попасть туда возможность есть. Другое дело, что это конкуренция мирового уровня среди лучших студентов и поступить туда действительно сложно. Но при должных стараниях, необходимой подготовке и мотивации все возможно. Тем более что у Гарварда есть фонд для помощи своим студентам. Сейчас он один из крупнейших в мире – более $40 млрд. Если у вас невысокий доход, но большие способности, то шансы получить стипендию в Гарварде достаточно высоки.
– Какие результаты может принести практика приглашения ученых из Гарварда? Об острой нехватке сильных ученых по социальным, гуманитарным, сельскохозяйственным наукам еще в прошлом году говорил Касым–Жомарт Токаев.
– Приглашение ученых даст возможность послушать их лекции, познакомиться с передовыми идеями и их видением развития Казахстана. Это важно для экономики, госуправления, лидерства. Моя функция многозадачная, и я надеюсь, что буду справляться с ней с помощью поддержки и наших выпускников, и самого Гарварда.
– В связи с тем, что Вы станете представителем Гарвардского университета в Казахстане, планируется ли у нас открытие филиала университета?
– Гарвард не открывает представительства. Такого понятия нет. Это один из лучших университетов мира, который бережет свою репутацию, и знак качества для него имеет большое значение.
Сейчас мне стало писать много людей с просьбой помочь поступить в Гарвард. Я сразу скажу, что в Гарвард поступают только по собственным способностям и возможностям. Никакой помощи я не могу предоставить, кроме информации об условиях поступления и т. д. Хотя эту же информацию можно найти на сайте университета. Я сам так поступал.
Поэтому хочу попросить не обращаться ко мне с просьбой о помощи в поступлении.
И еще хочу объяснить, кто такой выпускник Гарварда. Сейчас в стране многие заявляют, что закончили Гарвард. В разных школах университета есть программы, которые длятся от недели до месяца, и люди, их закончившие, не будут считаться выпускниками Гарварда. Будут засчитываться только студенты колледжа, магистры и PHD-студенты.
Мария Галушко