Обязаны ли жильцы платить ежемесячно за домофоны?

5292

Абонентская плата – это право выбора потребителя.

Обязаны ли жильцы платить ежемесячно за домофоны?

Некоторые компании навязывают абонентскую плату за техническое обслуживание, прописывая эту услугу в своем договоре в обязательном порядке, сообщает inbusiness.kz.

В агентстве по защите и развитию конкуренции журналисту inbusiness.kz рассказали, что установка домофона ничем не отличается от установки кондиционера или бойлера. Соответственно, и оплачивать его обслуживание бессмысленно. Отдавать деньги нужно по факту выполненных работ в случае поломки. Вы можете представить себе абонентскую плату за пользование кондиционером? Согласитесь, звучит сие довольно странно. 

Сколько и, главное, за что платим?

Вроде бы 340 тенге в месяц, как в Шымкенте, или 390 тенге в месяц, как в Актобе, сумма небольшая. Но за год набегает 4080 – 4680 тенге, а за пять лет, естественно, в пять раз больше, зашкаливая за 20 тыс. тенге. А теперь все это умножьте на количество квартир. Итоговая сумма получится весьма внушительной. 

Да, вот, к примеру, Дина Байсимбаева живет в алматинском  жилом комплексе с 2015 года. Ежемесячно она выплачивает по приходящему ей коммунальному счету по 250 тенге за использование домофона. 

"У нас в ЖК 215 заселенных квартир. Плата в месяц за домофон – 250 тенге. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что только в месяц с нашего ЖК компания-установщик получает более 53 тысяч тенге. В год – 645 000 тенге. И это помимо установки домофона, когда с каждой квартиры собирали около 5 тысяч тенге. Со всего ЖК – это чуть больше 1 млн тенге. Если вдруг потерял свой магнитный ключ, который изначально давался бесплатно, сейчас нужно восстанавливать за 1 тысячу тенге. При этом я еще ни разу не видела, чтобы с 2015 года, как я живу в этом ЖК, приходил кто-то из сервисной компании и что-то делал с этими домофонами. Поэтому не могу сказать, что их обслуживают ежемесячно. Сломался домофон – вызываем мастера со своего ЖК. Поэтому я считаю, что платить сервисной компании ежемесячно за домофон – это неправильно", – рассказала женщина. 

Аналогичного мнения придерживается и Азамат С. из Шымкента.

"Я не часто бываю в Алматы. В основном живу в Шымкенте, но в Алматы приезжаю по делам фирмы. Здесь у нас однокомнатная квартира в многоквартирном доме. Однако ежемесячно выплачиваю домофонной компании абонентскую плату. Конечно, это не самые большие деньги, но все равно неприятно. Как потребителей, нас обманывают", – отметил мужчина. 

Решение по установке домофона, по его словам, было принято на общем собрании жильцов, даже несмотря на тот факт, что его жилой комплекс находится под круглосуточной охраной, за которую тоже надо ежемесячно платить.

"Мы платим за охрану, за установку камер, которые в целом не понятно, работают или нет, потому что было несколько случаев ограблений квартир в нашем ЖК, и платим за домофон. У нас никто по этому счету не возмущается, потому что люди боятся ограблений. Здесь палка о двух концах – либо остаться ограбленным, либо хоть как-то защитить свое имущество. Уж не знаю, что делают правоохранительные органы, но люди стараются от мошенников и грабителей защититься как могут", – говорит предприниматель. 

Мнение сервисной компании

Домофонные и прочие компании, оказывающие сервисные услуги, в большинстве случаев заключают договоры на обслуживание с установлением абонентской платы по типу коммунальных служб. Кстати, за неуплату должников отключают от домофона, тем самым ограничивают доступ к жилищу.

Вот что inbusiness.kz ответили в актюбинском ТОО "Цифрал ЦТО", занимающемся электротехническими и монтажными работами: 

"Согласно Закону РК "О жилищных отношениях", решение о выборе субъекта услуг сервисной деятельности требует обязательного рассмотрения и одобрения собственников квартир. Эти вопросы являются внутренним делом собственников помещений (жильцов). Наша организация является подрядчиком, который по заданию заказчика, то есть большинства жильцов, на основании договора выполняет такие работы, как установка домофонного оборудования и/или его обслуживание. При установке домофонного оборудования заключается договор на монтаж оборудования, и после его завершения договорные обязательства прекращаются. Производить техническое обслуживание оборудования жильцы могут своими силами или заключить договор с нашей либо другой компанией…" 

Далее идет список сервисных работ, включая ежеквартальные планово-предупредительные работы. 

В ответе компании также указывается, что согласно ст. 380 Гражданского кодекса РК граждане и юридические лица свободны в заключении договора.  

Жалоб от граждан нет, но их права нарушаются

В антимонопольном департаменте Актюбинской области и в региональном департаменте по защите прав потребителей сообщили, что к ним пока не поступали жалобы от жителей на действия домофонных компаний. Однако, судя по опросу, большинство жильцов все же платят абонентскую плату.

Например, в прошлом году в Актау антимонопольный департамент Мангистауской области проверил деятельность домофонных компаний и установил, что последними грубо нарушаются конституционные права казахстанских граждан. Компании обогащались путем установления для жителей города дополнительных требований и обязательств, указывается в информации на ресурсе inaktau.kz.

Правоотношения между жильцами и домофонной компанией прекращаются после надлежащей установки и ввода в эксплуатацию оборудования (домофонной системы), говорят специалисты департамента. При поломке или выходе из строя домофона обслуживающая компания должна устранить поломку и взять плату за фактически оказанную услугу. Но, несмотря на это, домофонные компании взимают еще абонентскую плату.

Антимонопольщики утверждают, что принцип установки и обслуживания домофонов не отличается от таких видов услуг, как установка бойлера или кондиционера. Домофонная компания не несет никаких расходов после установки, не платит за потребление электроэнергии и за отдельную плату реализовывает расходные материалы (трубка, ключи и прочее). Таким образом, стоит полагать, что взимание абонентской платы неправомерно. 

Между тем, согласно Закону РК "О защите прав потребителей", в частности в ст. 8-1, отмечено, что "продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя".
Впрочем, по мнению юристов, во избежание конфликтов и судебных разбирательств с компанией владельцы должны вести переговоры об отсутствии оплаты заранее и прийти к единому соглашению. 

Для того чтобы отказаться от домофона, необходимо провести общее собрание собственников жилья о расторжении договора с обслуживающей организацией. В случае положительного голосования большинством голосов (2/3 собственников квартир), можно расторгнуть договор с организацией. Но здесь необходимо учитывать некоторые моменты. Если, к примеру, двери и домофоны устанавливала сервисная домофонная компания, то она вправе их забрать. Другой вопрос, нужны ли людям остающиеся зияющие дыры в подъездах и в квартирах. 

Чтобы отказаться от ежемесячной платы за домофоны, правозащитники советуют: уведомить об этом КСК, ОСИ и пр. обсуживающие вас придомовые организации. Собрать кворум жильцов и расторгнуть договор с компанией или изменить его. А затем уже заключить новый договор с новым поставщиком услуг, на новых условиях. 

Семён Данилов