Обязательства государства как твердый залог

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
5780

Правительство предлагает рассмотреть возможность принятия в качестве залога договоры ГЧП для получения кредитов.

Обязательства государства как твердый залог Фото: tengrinews.kz

Для решения проблемы финансирования проектов государственно-частного партнерства правительство рассматривает возможность законодательного закрепления возможности принимать в качестве банковского залога собственно договоры ГЧП. Как заявил в ходе круглого стола "Совершенствование механизмов ГЧП" первый заместитель министра национальной экономики Руслан Даленов, решение этого вопроса является одним из приоритетных в развитии института ГЧП в Казахстане.

"Сегодня бизнесмен часто стеснен в своих средствах. Часто, чтобы построить детский сад или поликлинику, нужен кредит. Сегодня все залоги перезаложены, залогов мало, можно сказать, нет залогов. В мировой практике, даже в соседней России, в качестве залога принимают договор ГЧП, потому что договор – уже обязательства государства в нем расписаны по годам. И это является предметом залога во многих странах", – объяснил он.

С ним согласен и председатель правления ТОО Kazakhstan Project Preparation Fund (дочерняя компания холдинга "Байтерек") Адиль Утембаев, подчеркнувший, что в настоящее время коммерческие банки Казахстана "вообще не могут финансировать крупные проекты ГЧП".

"У нас есть пример: испанский инвестор пришел в коммерческий банк и попросил заём по клинике в Алматы. Банк сказал, что может дать средства только на пять лет, ставка 16%, и попросил на всю сумму дополнительный залог. Инвестор на таких условиях отказался финансировать проект, – рассказал он и подчеркнул: – По сути, финансировать проекты ГЧП в настоящее время могут или Банк развития Казахстана, или международные финансовые институты, такие как ЕБРР, АБР. Эта ситуация неправильная, наши банки нужно как-то вовлекать".

Также необходимо устранить и ряд других препятствий. В частности, отметил Руслан Даленов, сегодня имеются ограничения в отраслевых законодательствах, не позволяющие в полной мере реализовывать механизмы ГЧП. Например, в сфере здравоохранения. В тарифе ГОБМП не предусматривается прибыль, и, соответственно, частным партнерам не интересны проекты в этой сфере. Поэтому в настоящее время рассматривается возможность включения части прибыли в тариф ГОБМП.

Вместе с тем г-н Даленов подчеркнул, что буквально в 2017 году институт ГЧП в Казахстане получил особое развитие: если за период с 2003 по 2016 год всего было заключено 23 договора на сумму 61 миллиард тенге, то в 2017-м заключили 160 договоров на сумму 146 миллиардов тенге, что в семь раз больше, чем в предыдущие годы.

По данным на февраль 2018 года заключено 194 договора ГЧП (шесть республиканских на сумму 298,4 миллиарда тенге, 188 местных на сумму 103,2 миллиарда тенге) по 200 объектам на общую сумму инвестиций 401,6 миллиарда тенге. На различных стадиях подготовки находятся 520 проектов на сумму почти 1,5 триллиона тенге.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться