С наступлением холодов в ВКО пришла традиционная проблема: на угольных тупиках выстраиваются огромные вереницы грузовых автомашин. Страждущих купить твердое топливо особенно много становится в сентябре-октябре. При этом на угольном разрезе АО "Каражыра" говорят, что проблем с его запасами нет, передает inbusiness.kz.
"Никогда у нас проблем с углем не было, всегда к сезону готовимся – запасы угля есть на разрезе, мы знаем и предвидим все это. Но в этом году у нас весь сентябрь наблюдалась нехватка вагонов оператора АО "Казтемиртранс", – заявили в АО "Каражыра". – От заявленного количества в сутки недополучаем один, а то и полтора состава. В первую и вторую декаду сентября у нас была заявка на 280 вагонов в сутки. Мы получали ежесуточно фактически меньше: то 143, то 180, то 251, то 199 и 192 вагона в сутки, редко было по 280 вагонов".
Количество вагонов увеличилось
С начала третьей декады сентября на угольном разрезе стали делать в адрес АО "КТТ" на 320 вагонов в сутки. Начиная с 21 сентября оператор стал поставлять ежесуточно от 166 до 256 вагонов, и только 28 сентября – 314 вагонов.
"Мы распределяем их равномерно по всем направлениям, не можем, например, все Семею оставить, а всем остальным складам разделить. Пропорционально делим вагоны на Семей, Усть-Каменогорск, Алтай, Шемонаиху, Предгорное, Шар, Жангизтобе по заявкам. Мы же еще определенное число вагонов должны отгрузить на теплоисточники – Усть-Каменогорскую ТЭЦ, "Теплокоммунэнерго", ТЭЦ Алтая и Риддера, и еще им мы должны отгрузить по норме, которую они заявляют. У них есть свой нормативный запас, то количество, которого мы должны придерживаться. Вот и получается, если Семей заявляет на склад для населения 20 вагонов в сутки, то мы даем только 10", – говорят на угольном разрезе.
Все письма с аналитическими выкладками из АО "Каражыра" направили в адрес АО "НК "КТЖ", "Казтемиртранс", местного отделения железной дороги, акимата области, города Семея. Говорят, что ситуация стала сдвигаться именно вчера, поток вагонов увеличился.
"Идут вагоны. Но есть и другие разрезы в стране, которые тоже имеют норматив поставок, – говорят угольщики. – Как нам потом вагоны будут давать, не знаем, но на ближайшие три дня видим обеспечение ими. Максимально всех будем грузить по заявкам. Угля у нас достаточно, но пока число вагонов не превышало заявленного количества".
В Семее и ближайших к нему районах ситуация чуть лучше, говорят "каражыринцы": у них на борту разреза предусмотрен самовывоз твердого топлива, и люди возят уголь оттуда.
В Усть-Каменогорске – два угольных тупика, на станции Оскемен-1 – ТОО "Сейком" и НУК – ТОО "Терминал", откуда идет покупка и погрузка угля на грузовые автомобили. С тупиков твердое топливо покупают не только население, но и организации. Коммерческий уголь продается по цене 10 300 тенге, социальный для малоимущих слоев населения по спискам акимата Усть-Каменогорска – 9800 тенге.
Выгребают под метлу
Директор ТОО "Сейком" в Усть-Каменогорске Николай Кондратьев также говорит, что его предприятие столкнулось с недостатком вагонов. По его данным, при потребности в социальном угле в 35 тыс. тонн от силы продано 12 тыс. тонн.
"У меня здесь с первыми похолоданиями битва начинается, очереди – до 60 машин в сутки. 28 сентября я продавал только социальный уголь, коммерческий не реализовывал. И у меня склады уже после обеда закрыты, ничего нет. Люди пока не ропщут, молчат, но очередь очень большая. Социальный уголь выдается, адресно, пофамильно", – говорит Николай Кондратьев.
Он рассказывает, что ежесуточно на тупик приходило по 5-7 вагонов с углем, и только 28 сентября был установлен своеобразный рекорд – 12 прибыло вагонов.В то же время, чтобы перекрыть потребность, необходимо по 17 вагонов ежесуточно.
"Идет отставание большое, и нам надо хотя бы в выходные накопить угля, чтобы пару-тройку составов принять и потом спокойно работать", – считает Николай Кондратьев.
Меморандум о снабжении части населения социальным углем в Усть-Каменогорске подписали 27 июня, должны были обеспечить им до 1 августа, но, пока готовились, искали социальных сотрудников, в сроки не уложились.Теперь ажиотажа не миновать, считает г-н Кондратьев.
Он считает, что надо обеспечить в первую очередь социально уязвимые слои населения
Население не побеспокоилось заранее
Нуржан Казиев, директор ТОО "Терминал" говорит, что проблем с поставками угля у него сейчас нет.
"По 13-17 вагонов в сутки получаем, и этого достаточно. Полностью обеспечивают, даже с верхом. Были заминки, когда с конца августа и начала сентября ощущались заминки с вагонами, но такого нет. Основная беда – население вовремя не купило уголь. Надо летом покупать, но им некогда. Даже городские не брали. Горы угля были здесь, и мы не знали, куда его деть. Когда начались похолодания и железная дорога "поджалась" с вагонами – все, небольшой коллапс возник", – говорит Нуржан Казиев.
Однако ситуация, по его данным, выправляется, хотя больших очередей он ожидает и весь октябрь.
"Аким города говорил, что надо было социальным углем до 1 августа обеспечить, но его в то время покупали у нас по четыре-пять человек в день. А сейчас только за социальным углем стоит по 60-100 машин в день.У кого с прошлого года остался уголь, они еще продержатся, но октябрь будет напряженный. Когда пойдет снег, люди вспомнят, что уголь нужен", – считает Нуржан Казиев.
По его словам, в ВКО все – исполнительные власти, угольщики, руководители тупиков – из года в год твердят, что уголь надо брать летом. Но каждый год неизменно покупать твердое топливо люди едут только осенью. Как обычно, автомашины стоят в больших очередях, закупают уголь на продажу, развозят своим клиентам по адресам, потом опять возвращаются. Кто-то совершает несколько рейсов за день. Вечером они бросают пустые машины и уезжают домой ночевать, а утром возвращаются – чтобы все повторилось опять.
Екатерина Демченко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!