В условиях кризиса в Казахстане разработаны достаточно жесткие нормы в отношении трудовых мигрантов, в частности усложнено получение ими патента. В парламенте рассматривается законопроект по вопросам миграции и занятости населения, в рамках которого предполагается ужесточение миграционного контроля, путем усиления ответственности за нарушение законодательства. Теперь нарушитель не сможет въехать в республику в течение пяти лет. Также предлагается отменить квоту для трудовых мигрантов, прибывающих самостоятельно и ввести справки о соответствии квалификации, которые будут выдаваться сроком на три месяца.
Компании, которые захотят привлечь на свои предприятия иностранцев обяжут платить значительные сборы, так за прием на работу квалифицированного специалиста придется платить двойные налоги. Эксперты считают эти меры чрезмерными, которые отпугнут трудовых мигрантов, притом, что данные различных исследований показывают, что необходимость Казахстана как в трудовых мигрантах, так и в экспатах будет только нарастать.
Ограничительный эффект
Заместитель председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции министерства здравоохранения и социальной защиты населения Аслан Каржаубаев сообщил, что сумма, которую необходимо работодателю оплатить за каждого иностранного работника, будет дифференцироваться в зависимости от отрасли. Так, в сельскохозяйственном секторе расценки будут наименьшие, в отличие от нефтегазового сектора.
Г-н Каржубаев подчеркнул, что если стране нужны высококвалифицированные кадры, то им нужно создавать лучшие условия, поэтому за них придется платить меньше. Если работодатель привлекает простого рабочего, то за него он заплатит больше. К тому же, по предлагаемым нормам в миграционное законодательство предусмотрено введение квот на привлечение не только высококвалифицированных специалистов, но и на трудовых мигрантов физическими лицами, чего ранее не существовало.
Сейчас квота на специалистов с квалификацией установлена в размере 0,7% от экономически активного населения, примерно 63 тыс. человек, по факту выходит 30–35 тыс. Однако, если речь будет идти о трудовых мигрантах, то здесь квотирование может произвести серьезный ограничительный эффект, ведь их в Казахстан приезжает гораздо больше, чем экспатов.
Правда, такой подход может отпугнуть мигрантов, и они станут менять географию, учитывая, что с падением уровня жизни в Казахстане число гастарбайтеров итак идет на снижение. Однако потребность в рабочей силе в Казахстане в силу демографических перекосов будет возрастать.
Сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, специалист по миграции в странах ЦА Игорь Савин отметил, что Казахстану постепенно будет не хватать все большего количества рабочих рук, так как РК входит в тип воспроизводства благополучных стран и соответственного демографического малодетного поведения. Выход кроется не в ужесточении, а как раз в максимальной легализации труда мигрантов, в их включении в число таких же носителей прав и обязанностей, хотя бы в трудовой сфере, как и казахстанцы. Но это трудно, так как слишком многие заинтересованы в сохранении нелегальных мигрантов: посредники, предприниматели, проверяющие органы.
Сегодня все они заинтересованы в том, чтобы мигранты были, как можно более отдалены от местных, чтобы увести эту сферу от общественного контроля. Нужна, наоборот, их легализация и интеграция в жизнь казахстанского общества, они не будут иметь необходимости жить по-своему и быть вне поля зрения общества. В этих условиях возможен и контроль над условиями труда и оплаты, и это не позволит им предлагать демпинговые цены на рынке труда и разрушать его, считает он.
Потребность в человеке
В частности, в представленном на днях Нацпалатой РК Национальном докладе о состоянии предпринимательской активности в Казахстане говорится о том, что в республике уже остро ощущается нехватка специалистов.
Отмечается, что увеличение количества трудовых ресурсов ожидать не приходится вследствие "демографической ямы" 1997-2002 годов - периода наименьшего естественного прироста населения в истории независимого Казахстана. Это означает, что в нынешнем году и в последующие 5 лет появления значимого количества новых трудовых ресурсов - серьезного прироста экономически активного населения не последует.
В течение 2015-2020 годов наоборот ожидается наименьшее пополнение экономического активного населения за последние 10-15 лет. К тому же увеличивается число покидающих страну граждан с высшим образованием. В 2015 году из Казахстана выбыло около 136 тыс. человек, имеющих высшее образование. Сальдо миграции человеческих ресурсов с высшим образованием является отрицательным: страну покидают значительно большее число лиц с высшим образованием, чем прибывают. Низкая квалификация и слабая производительность имеющихся в стране специалистов усиливают негативный эффект. За последние 5 лет бюджетные расходы на образование не превышают 3,8% от ВВП. При этом производительность труда составляет 25,6 долларов в час. В то же время в странах ОЭСР бюджетные расходы на образование на уровне 5,1% от ВВП, а производительность труда превышает казахстанский уровень почти в 2 раза — 46,5 долларов в час.
В проведенном недавно Казахстанским институтом стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) анализе отмечается, что с 1991-го по 2015 год из Казахстана, только по официальным данным, эмигрировало 3,538 млн человек, из них более 2 млн безвозвратно. Казахстан потерял значительный человеческий капитал. При этом, выезд специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием из Казахстана только за период с 1991-го по 2005 год составил 200-250 тыс. человек и общий ущерб от "утечки умов" можно оценить в 100-125 млрд долларов.
Игорь Савин подчеркнул, что нельзя скидывать со счетов и тот факт, что в Казахстане средняя плотность населения 6 человек на квадратный километр, а, например, в Узбекистане - 48. Даже самая густонаселенная ЮКО (20 чел/кв. км.) соседствует с Ташкентской областью (279 человек на кв. км). При этом в Ферганской долине плотность еще выше (479 человек – в Андижанской области, один из самых высоких показателей в мире для негородского населения). А еще вдоль южной границы находится Чуйская область КР (39 чел кв. км). Поэтому неизбежно люди оттуда будут ехать в РК.
Демографическая яма
Эксперты КИСИ отметили, что значительный вклад в развитие экономики Казахстана вносит наряду с иностранными инвестициями и официально привлекаемой иностранной рабочей силой, также нерегулируемая миграция.
В течение нулевых годов число нерегулируемых мигрантов составляло ежегодно от 200–300 тысяч до 700 тысяч – 1,5 млн и более человек и в несколько раз превышало число легально занятой рабочей силы из-за рубежа. В региональном распределении наибольшее количество иностранных специалистов приезжают работать в Атыраускую область – 30%, Астану – 15,2%, Мангистаускую область – 12,2%, Алматинскую область – 7,5% и Алматы – 15,8%, что в совокупности составило 80,7% всех иностранных работников
За последние два года в стране зарегистрировано более двух миллионов мигрантов - в основном это граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, однако лишь 1% из них в качестве цели приезда назвали трудовую деятельность, а более 96% указали различные частные цели, что не соответствует действительности.
Казахстан будет оставаться зависимым от трудовой миграции. По оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования РК, соотношение работников, выходящих из трудоспособного возраста к вступающим в него, уже в 2017 году составит 70,3%.
К 2030 году этот показатель равномерно снизится до 49,6%. Это означает, что на 1000 человек, вступающих в трудоспособный возраст, к 2030 году будет приходиться 496 человек, выходящих из трудоспособного возраста. Коэффициент демографической нагрузки возрастет с 59,5% в 2013 году до 72,7% в 2030 году.
Доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин также убежден, что вопрос с мигрантами для Казахстана будет открыт еще долгое время.
"Миграция - это неизбежный процесс, он связан с неравномерностью демографического и экономического развития, политическими событиями, развитием средств транспорта и связи, глобализацией культуры. Трудовая миграция является необходимым элементом этого процесса. Если рассмотрение плюсов и минусов как бы предполагает, что миграцию, возможно, остановить, то я считаю такую постановку вопроса утопичной и даже опасной, поскольку это создаёт иллюзии и желание, когда реальность противится таким иллюзиям, принимать крайние меры. При выстраивании миграционной политики и отношения к миграции я предлагаю исходить не из перечисления плюсов и минусов, а из признания базовых прав людей, в том числе прав на передвижение, на информацию, на работу, на защиту своего достоинства и своей жизни, на защиту от дискриминации", - подчеркнул он.
Аскар Муминов